город Калуга |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А14-13427/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" |
Цурпалин Д.В. - дов. от 20.07.2012 |
от ответчика ВАТД "Домостроитель"
от третьего лица ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Воронежэнерго"
от третьего лица МУП ГО г. Воронеж "Воронежская гортеплосеть" |
Арланова Н.В. - дов. от 04.12.2013
не явился, извещен
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А14-13427/2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013, с ООО "ВАТД Домостроитель" в пользу ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" взыскано 243 095 руб. 37 коп. задолженности, 6 801 руб. 94 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены; иск компании удовлетворен полностью и с ООО "ВАТД Домостроитель" в пользу ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" взыскано 374 646 руб. 83 коп. задолженности и 9 052 руб. 79 коп. неустойки.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2014 N ВАС-16839/13 в передаче дела N А14-13427/2012 Арбитражного суда Воронежской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2013 отказано с указанием на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2014 постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2013 было отменено в связи с удовлетворением заявления ООО "ВАТД Домостроитель" о пересмотре названного судебного акта по новым обстоятельствам.
ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" в кассационной жалобе указывает на то, что формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, указанная в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, не подлежит применению, поскольку не учитывает объем электроэнергии, расходуемой на освещение мест общего пользования, а также работу лифтового оборудования и потери во внутридомовых электрических сетях.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2012 между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (абонент), в том числе путем урегулирования разногласий по договору в судебном порядке (решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2012 по делу N А14-8274/2012) был заключен договор поставки электрической энергии N 02809, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался поставить абоненту электрическую энергию, а абонент обязался принять и оплатить электрическую энергию в сроки, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В силу п. 9.1 договор вступает в силу 01.01.2012, действует по 31.12.2012 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе либо изменении условий настоящего договора.
Спор между сторонами возник в отношении определения стоимости электрической энергии, потребленной 12 многоквартирными домами, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета.
Истец в расчете стоимости электроэнергии, отпущенной в спорные многоквартирные дома, применяет норматив потребления, а ответчик исходит из порядка определения количества подлежащей оплате энергии, установленного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Полагая, что ответчиком, имеющим статус управляющей компании, потребленная населением электрическая энергия оплачена не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов обоснованно исходили из того, что ответчик обязан оплатить количество потребленной электрической энергии, определенной по формуле, приведенной в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В расчете стоимости объем потребленной электроэнергии применен тариф на электрическую энергию для населения по Воронежской области, утвержденный приказом УРТ Воронежской области N 51/1 от 28.11.2011, и нормативы потребления электроэнергии населением ГО г. Воронеж, утвержденные решением правления ГУТ Воронежской области от 22.12.2006 N 36/4 "О нормативах потребления электроэнергии населением городского округа город Воронеж".
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что количество потребленной электроэнергии в 12 многоквартирных домах в связи с отсутствием общедомовых приборов учета должно определяться по формуле, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 (далее - Правила N 530) собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Правила N 124 приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору поставки электрической энергии N 02809 от 01.01.2012, касающиеся в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13, в котором установлена практика по рассмотрению споров, касающихся определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в период со дня вступления в силу Правил - 27.02.2012, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, применение при расчетах за электроэнергию по спорным 12 многоквартирным домам, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, формулы, указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, является правомерным.
Правильность расчета истцом не оспаривалась.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А14-13427/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору поставки электрической энергии N 02809 от 01.01.2012, касающиеся в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13, в котором установлена практика по рассмотрению споров, касающихся определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в период со дня вступления в силу Правил - 27.02.2012, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, применение при расчетах за электроэнергию по спорным 12 многоквартирным домам, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, формулы, указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2014 г. N Ф10-2429/13 по делу N А14-13427/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2429/13
23.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2429/13
19.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16839/13
06.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16839/13
13.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16839/13
26.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2429/13
23.05.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1372/13
06.02.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-13427/12