Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей
Шелудяева В.Н.
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
3-их лиц:
ООО "Регион-Терминал"
Воронежской таможни
Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8"
администрации городского округа город Воронеж
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- Захаровой С.В.- представителя (доверенность от 20.01.2011 N 10-Д, постоянная),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2010 (судья Шишкина В.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-7451/2010/229/5,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее по тексту - ТУ Росимущество, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области), содержащегося в сообщении от 22.06.2010 N 01/11/2009-580к, об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 2948 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 16, кадастровый номер 36:34:0401002:73, и с требованием обязать Управление Росреестра по Воронежской области внести в государственный реестр прав на недвижимое имущество запись о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Регион- Терминал", Воронежская таможня, Муниципальное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8", администрация городского округа город Воронеж (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Воронежской области просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам, судами нарушены нормы материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Управления Росреестра по Воронежской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 20.04.2010 ТУ Росимущество обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о регистрации права собственности с выдачей свидетельства на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 2 948 кв. м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Ленинский район, улица 40 лет Октября, 16, кадастровый номер 36:34:0401002:73, представив кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 07.06.2008 N 34-21/08-1830; доверенность от 07.10.2009 N 9832; постановление главы городского округа город Воронеж от 16.07.2007 N 1134, которым утвержден проект границ земельного участка площадью 2948 кв.м, фактически занимаемого административным зданием по ул. 40-лет Октября, 16. Дополнительно Управлением госрегистратору были представлены постановление главы администрации города Воронежа от 28.01.1994 N 92, в соответствии с которым Государственному Воронежскому внешнеэкономическому предприятию Центр-Чернозем-Терминал и муниципальному предприятию "Городское управление капитального строительства" были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки под административное здание поз. 19 в квартале Плехановская-Донбасская, площадью 0,42га - 62% площади и площадью 0,26га - 38% площади, соответственно; свидетельство на право собственности на землю от 04.02.1994 серии ВОО-34 N 01520, согласно которому названным лицам для строительства административного здания этот земельный участок предоставлен в бессрочное пользование в соответствующем размере - 0,6787га, в том числе ВВЭП "Центр-Чернозем-Терминал" - 0,4208 га (62%), МП ГУКС - 0,2579 га (38%); свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2008 серии 36-АВ N 082483 подтверждающее право оперативного управления Воронежской таможни на часть нежилого встроенного помещения в лит. А. А1, А2 площадью 1270 к.м.
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) Управление Росреестра по Воронежской области письмом от 22.06.2010 N 01/11/2009-580 сообщило ТУ Росимущество об отказе в государственной регистрации прав на указанный земельный участок, так как заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, для государственной регистрации прав, указав, что по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 16, расположены объекты недвижимости, находящиеся частично в федеральной, муниципальной и частной собственности, поэтому спорный земельный участок в силу пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не относится исключительно к федеральной собственности.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Воронежской области является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя как представителя собственника федерального имущества, а также препятствует разграничению государственной собственности на землю и делает невозможным последующее приобретение права собственности на земельный участок другими заинтересованными лицами, ТУ Росимущество обжаловало его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем на регистрацию права собственности Российской Федерации были представлены все необходимые документы.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона).
К числу оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации в силу пункта 2 статьи 17 Закона не допускается.
Пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 и включает в себя, в частности, заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды сочли, что представленные в Управление Росреестра по Воронежской области документы соответствуют требованиям действующего законодательства и пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на упомянутый земельный участок.
Ссылка Управления Росреестра по Воронежской области на положения пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, также являвшаяся основанием в отказе регистрации права, судом обоснованно отклонена.
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, не зарегистрировано, поэтому суд правильно указал, что отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что обжалуемый отказ Управления Росрегистрации по Воронежской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок по изложенным в отказе мотивам является незаконным, и удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления Росреестра по Воронежской области, явившиеся обоснованием его позиции, они исследовались судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А14-7451/2010/229/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
...
Ссылка Управления Росреестра по Воронежской области на положения пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, также являвшаяся основанием в отказе регистрации права, судом обоснованно отклонена.
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2011 г. N Ф10-1919/11 по делу N А14-7451/2010/229/5
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12141/11
27.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12141/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1919/11
25.02.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-218/11
22.11.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7451/10