Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 30.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей
Шелудяева В.Н.
Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Теплохим плюс"
- Родина М.М. - представителя (дов. от 26.01.2011 б/н, пост.);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области
от третьего лица:
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Калужской области
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Калужской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплохим плюс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2010 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А.) по делу N А23-3929/10А-3-196,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплохим плюс" (далее - ООО "Теплохим плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление) в кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:181 площадью 6927 кв.м по адресу ул. Светлая, г. Калуга, и обязании произвести заново кадастровую оценку данного земельного участка на дату его образования (22.04.2009).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Калужской области.
Решением суда от 24.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2011 решение от 24.12.2010 оставлено без изменений.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения городской Управы города Калуги от 03.06.2009 N 5872-р Обществу для строительства производственной базы предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 6927 кв.м с кадастровым номером 40:26:000001:181 по адресу: г. Калуга, ул. Светлая.
В соответствии с указным распоряжением с ООО "Теплохим плюс" был заключен договор аренды от 18.06.2009 N 512/09 сроком на три года и зарегистрирован в установленном порядке.
Письмом от 13.09.2010 Общество обратилось в Управление, ссылаясь на постановление правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области", которым признано утратившим силу постановление от 21.08.2003 N 224, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость для земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды. В связи с изменением удельного показателя кадастровой стоимости Общество просило в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, произвести заново кадастровую оценку принадлежащего ему земельного участка на дату его образования - 22.04.2009.
Письмом от 17.09.2010 N 2450 Управление сообщило Обществу о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:181 применен верно в соответствии постановлением правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224, действовавшим в момент определения стоимости земельного участка.
Не согласившись с отказом провести кадастровую переоценку земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В силу п. 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
На основании пункта 11 указанных Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.3 Методических указаний предусмотрено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрена не оценка конкретных земельных участков, а определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
При этом в соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка, сформированного в установленном законом порядке 22.04.2009, был произведен в соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний на основе утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 результатов государственной кадастровой оценки земель путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель 284,68 с соответствующим видом разрешенного использования на площадь земельного участка 6927 кв.м. и составил 15825978,36 руб.
Утвержденные постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, вступившим в законную силу 30.12.2009, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области, не могут быть применимы к правоотношениям, возникшим до его принятия, в связи с чем и основания для перерасчета кадастровой стоимости спорного земельного участка у Управления отсутствовали.
Судом правомерно отклонена ссылка Общества на п. 2.4 Методических указаний, согласно которому в случае если кадастровая стоимость нового или измененного участка была определена после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, то она должна быть пересчитана заново на основе полученных результатов, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Между тем п. 2.4 раздела II Методических указаний, введенный приказом Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439, вступил в законную силу 05.01.2010, в связи с чем указанная норма не подлежит применению к правоотношениям, возникшим ранее указанной даты.
Довод Общества о том, что утвержденные постановлением Правительства Калужской области N 257 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01.01.2007 применимы к спорным правоотношениям не может быть принят во внимание, поскольку данным актом лишь утверждены результаты кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 и не имеется указания на то, что названное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по делу N А23-3929/10А-3-196 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом правомерно отклонена ссылка Общества на п. 2.4 Методических указаний, согласно которому в случае если кадастровая стоимость нового или измененного участка была определена после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, то она должна быть пересчитана заново на основе полученных результатов, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Между тем п. 2.4 раздела II Методических указаний, введенный приказом Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439, вступил в законную силу 05.01.2010, в связи с чем указанная норма не подлежит применению к правоотношениям, возникшим ранее указанной даты.
Довод Общества о том, что утвержденные постановлением Правительства Калужской области N 257 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01.01.2007 применимы к спорным правоотношениям не может быть принят во внимание, поскольку данным актом лишь утверждены результаты кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 и не имеется указания на то, что названное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2011 г. N Ф10-1902/11 по делу N А23-3929/10А-3-196
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10529/2011
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1902/11
27.06.2011 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-3929/10
22.03.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-604/2011
24.12.2010 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3929/10