Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Степиной Л.В.
Судей
Шелудяева В.Н.
Шуровой Л.Ф.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт":
от Управления муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области:
- Крусина В.А. - представителя по доверенности от 29.12.2010 N 126;
- не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010 (судья Парфенова Л.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-2691/2010,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Орелнефтепродукт" (далее по тексту - ЗАО "Орелнефтепродукт", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области (далее - Управление) о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в составлении расчета выкупа цены земельного участка от 05.04.2010 и определении цены земельного участка в пункте 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка от 05.04.2010 N 4/2, рассчитанной, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2082,6300 руб. за кв.м, и обязании произвести расчет выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 57:26:0010104, общей площадью 5980 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 708,6300 за кв.м, подготовить новый проект договора купли-продажи и направить его ЗАО "Орелнефтепродукт".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, заявленные обществом требования удовлетворены.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав мнение представителя общества, кассационная коллегия судей находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом, ЗАО "Орелнефтепродукт" является собственником объекта недвижимости - АЗС N 10, литер Б, назначение нежилое, общей площадью 110,6 кв.м, кадастровый номер: 57:26:0010104:0014:54:405:001:003626440:0002, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2008 серия 57 АА N 587930 и выпиской из ЕГРП от 03.11.2009 N 01/051/2009-104.
Земельный участок, находящийся у общества на праве постоянного бессрочного пользования, площадью 8100,0 кв.м, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, на котором расположен вышеуказанный объект собственности - АЗС N 10, был поставлен правообладателем - ЗАО "Орелнефтепродукт" на кадастровый учет с кадастровым номером 57:26:0010104:14 (бывший номер 57:26:010104:0014), что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от 25.06.2008 N 26/08-02-744.
10 ноября 2009 года главе администрации города Ливны обществом направлено заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность с приложением документов соответствующих Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Для получения сведений об обременениях данного земельного участка и ограничениях его использования Управление согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации 17.11.2009 направило запросы в МУП "Водоканал", территориальные филиалы ОАО "Орловская теплосетевая компания", ОАО "Орелоблгаз", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "ЦентрТелеком", Комитет архитектуры и градостроительства г. Ливны, Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, ТУ Росимущества в Орловской области о предоставлении информации о нахождении на испрашиваемом земельном участке инженерной инфраструктуры.
Письмом от 23.11.2009 N 31.13.01/1134 ОАО "ЦентрТелеком" сообщил, что на испрашиваемом земельном участке находятся линейно-кабельные сооружения связи Ливенского ЦТС и РФ N 3, принадлежащие ОАО "ЦентрТелеком", в связи с чем последнее просило об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта данной линии связи.
Кроме того, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ливны представил заключение от 01.12.2009 N 71, согласно которому спорный земельный участок, общей площадью 8100 кв.м, нарушает границы красной линии.
Учитывая указанные обстоятельства ЗАО "Орелнефтепродукт" 14.12.2009 подало заявление Главе города Ливны о разделении земельного участка с кадастровым номером 57:26:0010104:14, площадью 8100 кв.м, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на два земельных участка: площадью 5980 кв.м - для оформления выкупа, и площадью 2120 кв.м.
Постановлением Администрации города Ливны от 27.01.2010 N 31 земельный участок, площадью 8100 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:14, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, предоставленный на основании свидетельства от 10.06.1992 N 18 в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Орелнефтепродукт", разделен на два самостоятельных земельных участка, в результате чего был образован земельный участок площадью 5980 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104 и земельный участок площадью 2120 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104.
25.02.2010 ЗАО "Орелнефтепродукт", в дополнение к заявлению от 14.02.2009, обратилось к Главе города Ливны с просьбой предоставить в собственность за плату земельный участок, площадью 5980 кв.м, кадастровый номер 57:26:0010104:110 и оставить в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, площадью 2120 кв.м, кадастровый номер 57:26:0010104:111, приложив кадастровые паспорта на вновь образованные при разделе земельные участки.
Из представленных ОАО "ЦентрТелеком" и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ливны сведений на запросы Управления муниципального имущества администрации города Ливны от 12.03.2010 об обременениях земельного участка площадью 5980 кв.м и ограничениях его использования усматривается, что на земельном участке, испрашиваемом в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт", инженерной инфраструктуры, принадлежащей ОАО "ЦентрТелеком", не имеется, границы красной линии земельный участок не нарушает.
Постановлением администрации города Ливны от 05.04.2010 N 183 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 5980,0 кв.м, кадастровый номер 57:26:0010104:110, расположенного по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, и принято решение о предоставлении данного земельного участка в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт".
На основании указанного постановления Управлением 12.04.2010 в адрес общества был направлен проект договора купли-продажи земельного участка от 05.04.2010 N 4/2, согласно которому Управление муниципального имущества администрации города Ливны обязуется передать в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт" вышеупомянутый земельный участок по цене 311 353,19 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действующего на дату обращения общества с заявлением от 25.02.2009 о выкупе этого земельного участка.
Считая, что действия Управления муниципального имущества администрации города Ливны по установлению в договоре необоснованно завышенной выкупной цены земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "Орелнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в не рассмотрении в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок заявления общества, поступившего 10.11.2009, а впоследствии и необоснованного неприменения в расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действовавшего на дату указанного обращения, нарушено право заявителя на выкуп земельного участка по цене, действовавшей на момент обращения с заявлением о выкупе земельного участка.
С названным выводом арбитражного суда области согласился апелляционный суд.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Из содержания п. 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "Орелнефтепродукт" с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5980 кв.м обратилось в Управление 25.12.2010, поэтому цена земельного участка Управлением обоснованно была определена на момент подачи указанного заявления.
Кроме того, суду надлежало учесть, что в силу пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами
Следовательно, земельный участок площадью 8100 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104:14 прекратил свое существование, поскольку из него были образованы два земельных участка - площадью 5980 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104:110 и площадью 2120 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104:111.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Из материалов дела усматривается, что общество отказалось от намерений приобрести в собственность земельный участок в размере 8100 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104:14, заявив право на приобретение в собственность другого объекта недвижимости - земельного участка площадью 5980 кв.м с кадастровым номером 57:26:0010104:110.
Заявителю выдан кадастровый паспорт земельного участка от 18.02.2010, согласно которому его кадастровая стоимость определена с учетом удельного показателя 2082.6300 руб./кв.м. в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282.
Указанным актом Правительства Орловской области с 1 января 2010 года признано утратившим силу Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", в связи с чем на момент рассмотрения заявления общества о приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка оно не подлежало применению.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При указанных обстоятельствах Управление в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, с учетом постановления администрации города Ливны от 05.04.2010 N 183 направило проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 5980 кв.м, по цене, определенной, исходя из удельного показателя его кадастровой стоимости, действующего на дату подачи обществом заявления - 25.02.2010.
В силу изложенного оспариваемые действия Управления соответствуют закону и не нарушают законных прав общества, поэтому в силу пункта 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются законным и обоснованным, и у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В связи с вышеуказанным, суд кассационной инстанции считает, что вывод судов о незаконном бездействии Управления, выразившемся в не рассмотрении заявления ЗАО "Орелнефтепродукт", поступившего 10.11.2009, которое в судебном порядке не обжаловалось, и необоснованном неприменении в расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действовавшего на момент обращения общества с данным заявлением, - не соответствует как действительности, так и установленным ими же обстоятельствам. Следствием этого неправильного вывода явилось неверное применение судами и норм материального права.
Помимо изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно норме пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как следует из материалов дела, между сторонами не урегулированы разногласия относительно стоимости выкупаемого земельного участка, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, которые должны разрешаться по правилам статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А48-2691/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных ЗАО "Орелнефтепродукт" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно норме пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
...
Как следует из материалов дела, между сторонами не урегулированы разногласия относительно стоимости выкупаемого земельного участка, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, которые должны разрешаться по правилам статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2011 г. N Ф10-1427/11 по делу N А48-2691/2010
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11240/11
17.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11240/11
10.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1427/11
25.01.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8971/2010