См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2012 г. N Ф10-2006/11 по делу N А14-7657/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей
Ключниковой Н.В.
Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград":
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области:
-Пронина Н.Ю. - представителя (доверенность от 24.06.2011 N 024/15-270),
-Самохина А.В. - представителя (доверенность от 02.03.2010, N 024/15-100),
-Бобрешова С.В. - представителя (доверенность от 30.12.2010 N 332-д).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2010 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 (судьи Семенюта Е.А., Скрынников В.А., Протасов А.И.) по делу N А14-7657-2010/222/22
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 29.04.2010 N 11/007/2009-649 в государственной регистрации права собственности Общества на завершенный строительством объект недвижимости - пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом, литер: А, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, 1-7, I-IV, Б, Э, С, И, З, Т, Л, Л1, расположенный по адресу: Воронежская область, Калачеевский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 36:10:5400:008, инвентарный номер: 24341, площадь застройки: 1 767 кв.м., и с требованием обязать Управление Росреестра по Воронежской области осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Газпром трансгаз Волгоград" на указанный объект недвижимости (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.09.2010 (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.09.2010) Арбитражный суд Воронежской области заявленные требования удовлетворил.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 20.10.2009 ООО "Газпром трансгаз Волгоград" обратилось в территориальный отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Воронежской области) за государственной регистрацией права собственности на завершенный строительством объект недвижимости: сооружение - пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом, литер: А, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, 1-7, I-IV, Б, Э, С, И, З, Т, Л, Л1, расположенный по адресу: Воронежская область, Калачеевский район, юго-восточная часть кадастрового квартала 36:10:5400:008, инвентарный номер: 24341, площадь застройки - 1767 кв.м.
Сообщением от 29.04.2010 N 11/007/2009-649 Управление отказало заявителю в регистрации права на созданный объект недвижимого имущества - пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило непредставление документов, подтверждающих изменение целевого назначения земельного участка, поскольку регистрирующий орган пришел к выводу об отсутствии у ООО "Газпром трансгаз Волгоград" документов на земельный участок, предоставленный для строительства пункта заправки автомобильной техники компримированным природным газом, и наличии у объекта завершенного строительства признаков самовольной постройки в соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ.
Считая отказ Управления незаконным, ООО "Газпром трансгаз Волгоград" оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации в силу пункта 2 статьи 17 Закона не допускается.
В статье 18 Закона N 122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Как установлено судом, производственно-технологический комплекс пункта заправки автомобильной техники компримированным природным газом включает в себя газопровод-отвод к площадке ТЗП, а также линейно-кабельные сооружения (электрохимзащита, кабельная линия связи, кабельная линия охранного телевидения, кабельная линия охранной сигнализации, кабельная линия телемеханизации, электроснабжение) возможность строительства которых на землях сельскохозяйственного назначения прямо предусмотрена нормой п. 2 ст. 78 ЗК РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 указанные в составе пункта заправки автомобильной техники компримированным природным газом сооружения являются неотъемлемой технологической частью магистральных газопроводов, а газонаполнительные станции, газонаполнительные пункты, автомобильные газозаправочные станции в соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 входят в состав имущества, составляющего единый производственно-технологический комплекс организаций, осуществляющих добычу природного газа и транспортировку газа по магистральным газопроводам.
Заявителем также представлен проект рекультивации нарушенных земель, который предусмотрен в третьем томе "Охрана окружающей среды" рабочего проекта "Пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом в Калачеевском ЛПУМГ", разработанный ОАО "Гипрогазцентр", и на который в соответствии с требованиями п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года N 67, было получено положительное заключение N 323-07П1У/08-01, выданное ГУ "Управление государственной экспертизы проектов Волгоградской области".
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в данном случае у ООО "Газпром трансгаз Волгоград" обязанности перевода земельного участка на период строительства пункта заправки автомобильной техники компримированным природным газом из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Кроме того, судом принято по внимание, что при строительстве объекта ООО "Газпром трансгаз Волгоград" получено постановление администрации Калачеевского муниципального района от 30 ноября 2005 года N 460 "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка...", согласовано размещение объекта с собственниками земельного участка и со всеми заинтересованными службами, оформлены договор субаренды земельного участка N 029-3-26 от 28 марта 2007 года, договор аренды N 0072-00/026-3-1018 от 26 октября 2009 года.
В соответствии с п. 10 ст. 33 Закона о регистрации и ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Поскольку заявителем на государственную регистрацию был представлен технический паспорт, оформленный до 1 марта 2008 года, суд обоснованно признал довод Управления о необходимости предоставления на регистрацию кадастрового паспорта противоречащим положениям п. 2 ст. 17, п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 17 июля 2009 года.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявителем получено разрешение на строительство от 23.11.2006.
Судом установлено, что завершенный строительством объект - пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом - введен в эксплуатацию в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.11.2009 N RU 36100316-01.
В связи с вышеизложенным суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии признаков самовольной постройки у заявленного к регистрации права собственности объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суды посчитали, что отказ управления в государственной регистрации права собственности общества на упомянутый объект недвижимости по основаниям, изложенным в сообщении от 29.04.2010 N 11/007/2009-649, нельзя признать правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследовались судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А14-7657/2010/222/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку заявителем на государственную регистрацию был представлен технический паспорт, оформленный до 1 марта 2008 года, суд обоснованно признал довод Управления о необходимости предоставления на регистрацию кадастрового паспорта противоречащим положениям п. 2 ст. 17, п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 17 июля 2009 года.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявителем получено разрешение на строительство от 23.11.2006.
Судом установлено, что завершенный строительством объект - пункт заправки автомобильной техники компримированным природным газом - введен в эксплуатацию в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.11.2009 N RU 36100316-01."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 июля 2011 г. N Ф10-2006/11 по делу N А14-7657-2010/222/22
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2006/11