Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 21.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей:
Степиной Л.В.
Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Старосельцева А.А.
- Старосельцева А.А. - паспорт серии 1405 номер 529312 выдан 18.05.2005,
- Сметанина А.В. - представителя (дов. от 18.07.2011);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
от третьих лиц;
Общества с ограниченной ответственностью "Альян-Сервис"
Администрации Корочанского района Белгородской области,
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области
Администрации муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Старосельцева А.А. на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.10.2010 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-4195/2010-17,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Старосельцев Александр Андреевич (далее - ИП Старосельцев А.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области, Управление) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 1078 кв.м. с кадастровым номером 31:09:0904005:9, расположенного по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Дорошенко, 10 и обязании Управления Росреестра по Белгородской области снять земельный участок, площадью 1078 кв.м., c кадастровым номером 31:09:0904005:9, расположенный по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Дорошенко, 10 c государственного кадастрового учета, а также о признании незаконным действия Управления Росреестра по Белгородской области по невнесению в 1999 году данных о земельном участке, площадью 358 кв.м. c кадастровым номером 31:09:0904005:8, расположенном по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, ул. Советская, 18 и обязании Управления Росреестра по Белгородской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах ранее учтенного земельного участка, площадью 358кв.м., с кадастровым номером 31:09:0904005:8, расположенного по адресу: Белгородская область, Корочанский район, город Короча, улица Советская, 18, содержащиеся в материалах по изготовлению плана земельного участка под приобретенным Старосельцевым Александром Андреевичем строением и прилегающей территорией, расположенного в Белгородской области г. Короча, улица Советская, 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "Альянс-Сервис" (далее - Общество), администрация Корочанского района Белгородской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, администрация муниципального образования городского поселения "Город Короча" муниципального района Корочанский район Белгородской области.
Решением суда от 04.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2011 решение суда от 04.10.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения Предпринимателя и его представителя, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых решения и постановления.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Короча Корочанского района Белгородской области от 29.10.1999 N 182 гр. Старосельцеву А.А. предоставлен земельный участок площадью 358кв.м, прилегающий к помещению по ул. Советская, 18 в г. Короча, принадлежащему Старосельцеву А.А. на праве личной собственности на основании договора купли-продажи от 28.04.1998.
2 ноября 1999 года Старосельцеву А.А. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, площадью 358 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Корочанский район, г. Короча, ул. Советская, 18, земельному участку присвоен кадастровый номер 31:09:0904005:8.
На основании постановления главы Корочанского района Белгородской области от 25.09.2002 N 608 "О продаже земельных участков ООО "Альянс-сервис" 04.11.2002 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Корочанского района и ООО "Альянс-сервис" заключен договор купли-продажи земельных участков, в том числе земельного участка площадью 1078 кв.м. c кадастровым номером 31:09:0904005:0009, расположенного под зданием кафе "Белоснежка" по адресу: г. Короча, ул. Дорошенко.
4 ноября 2002 года названный земельный участок передан ООО "Альянс-сервис", о чем составлен акт приема-передачи.
20 ноября 2002 года земельный участок ООО "Альянс-Сервис" с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 на основании заявления общества и приложенных к нему документов поставлен на кадастровый учет.
Полагая, что при постановке на кадастровый учет земельного участка Общества произошло наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:8, а также, считая незаконными бездействия органа кадастрового учета по не установлению границ земельного участка заявителя, ИП Старосельцев А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Статьей 20 Закона N 28-ФЗ установлены следующие основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, границы земельного участка, принадлежащего ООО "Альянс-сервис" в 1995 г. были согласованы со смежными пользователями при выделении участка под строительства кафе "Белоснежка", площадь участка не изменилась и составляет 1078 кв.м.
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 был проведен в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего на момент рассмотрения заявленных требований) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Однако судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:0009 не соответствует требованиям преобразуемого.
Земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:8 относится к категории ранее учтенных, местоположение его границ не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В системе координат СК-31, установленной приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области от 22.12.2003 N 82-а "О переходе и введении местных систем координат (СК-31)" во исполнение приказа Росземкадастра от 28.03.2002 N П/256 "О введении местных систем координат", границы земельного участка Старосельцева А.А. не определялись.
Согласно Общим правилам внесения сведений в формы ГРЗ КР (Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра") внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
Земельный участок с кадастровым номером 31:09:0904005:8 был внесен в базу данных программного комплекса единого государственного реестра земель как ранее учтенный на основании инвентаризационной описи N 09/04-05 от 20.10.2002, переданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Корочанского района.
Документы межевания земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8, принадлежащего на праве собственности Предпринимателю, в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области не представлялись, с заявлением о проведении кадастрового учета изменений, путем уточнения местоположения границ ранее учтенного земельного участка Старосельцев А.А. не обращался.
В силу ст. 16 Закона N 28-ФЗ документом, индивидуализирующим земельный участок, является кадастровая карта (план), на которой в графическом и текстовых форматах воспроизводится сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана, составляемого в результате выполнения кадастровых работ.
При этом отсутствие графической части кадастрового плана территории (описание границ) не позволяет определить его на местности, уточнение местоположения границ ранее учтенного земельного участка в силу ч. 14 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является правом, а не обязанностью органа кадастрового учета.
Границы земельного участка, принадлежащего Предпринимателю были, определены на местности после вступления в силу Закона N 28-ФЗ.
С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (уточнение местоположения и описания границ земельного участка) и межевым планом (по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ) Предприниматель не обращался.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда о невозможности установления факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 31:09:0904005:8, принадлежащего Предпринимателю, на границы участка с кадастровым номером 31:09:0904005:0009, собственником которого является ООО "Альянс-Сервис".
В связи с изложенным суд правомерно отказал ИП Старосельцеву А.А в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А08-4195/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Общим правилам внесения сведений в формы ГРЗ КР (Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра") внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
...
В силу ст. 16 Закона N 28-ФЗ документом, индивидуализирующим земельный участок, является кадастровая карта (план), на которой в графическом и текстовых форматах воспроизводится сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана, составляемого в результате выполнения кадастровых работ.
При этом отсутствие графической части кадастрового плана территории (описание границ) не позволяет определить его на местности, уточнение местоположения границ ранее учтенного земельного участка в силу ч. 14 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является правом, а не обязанностью органа кадастрового учета.
Границы земельного участка, принадлежащего Предпринимателю были, определены на местности после вступления в силу Закона N 28-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июля 2011 г. N Ф10-2233/11 по делу N А08-4195/2010