Каким образом налоговая инспекция может определить размер штрафа за непредставление документов, если налогоплательщик вообще не представил документы на проверку?
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, НК РФ напрямую связывает размер штрафа с количеством непредставленных документов.
Если налогоплательщик вообще не представляет документы и налоговые органы должны оценить объем имеющихся у налогоплательщика финансовых и бухгалтерских документов, то в соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, согласно НК РФ обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Перечень документов, которые необходимо представить для выездной налоговой проверки, определяется в требовании о представлении документов, которое должно быть оформлено по форме приложения N 2 к инструкции МНС России от 10.04.2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
Количество непредставленных документов в целях определения размера штрафа при привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, определяется исходя из перечня документов, указанных в требовании о представлении документов. При этом налоговая инспекция вправе указать в перечне документы, о наличии которых стало известно из результатов встречных проверок, поскольку согласно ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Информация о наличии у налогоплательщика определенных документов для включения их в перечень запрашиваемых документов при составлении требования о представлении документов может быть получена налоговыми органами также путем запроса в банке, обслуживающем налогоплательщика. Например, из ответа банка на запрос налогового органа может быть известно о наличии счета-фактуры, оплаченного платежным поручением за определенным номером и датой. Данный документ может быть включен в перечень документов, указанных в требовании о представлении документов как "Счет-фактура, оплаченный платежным поручением (номер, дата платежного поручения)".
В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количество непредставленных документов может быть уточнено по результатам выемки документов.
Кроме того, помимо привлечения налогоплательщика, вообще не представившего документы для налоговой проверки, к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ руководители данных организаций или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, или к уголовной ответственности по ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. Аналогичная ответственность предусмотрена ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации для физических лиц.
М. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
6 октября 2004 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71