Дело рассмотрено 04.08.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Панченко С.Ю.
Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Иваничкина Анатолия Афанасьевича
(ОГРН 304673135700636)
от администрации г. Смоленска
(ул. Октябрьской рев., д. 1/2, г. Смоленск, 214000)
От 3-его лица:
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
(пл. Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2011 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 (судьи Полынкина Н.А., Стаханова В.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А62-5063/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иваничкин Анатолий Афанасьевич (далее по тексту - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Смоленска (далее - Администрация) по отказу Предпринимателю в обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1400 кв.м по ул. Фрунзе, возле дома N 42 и предварительном согласовании на нем объекта капитального строительства, (отказ оформлен письмом от 25.06.2010 N 23-2651), и с требованием обязать Администрацию устранить нарушение прав и законных интересов заявителя (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.11.2008 индивидуальный предприниматель Иваничкин А.А. обратился в Главное земельное управление Смоленской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1400 кв.м для приобретения в аренду, и о предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта повседневного обслуживания населения, указав предполагаемое место размещения объекта - г. Смоленск, ул. Фрунзе, возле дома N 42.
Письмом от 17.12.2008 N 15964/3 Главное земельное управление Смоленской области сообщило Предпринимателю о направлении его заявления с приложением необходимых документов в администрацию г. Смоленска для выполнения мероприятий по выбору земельного участка и утверждению схемы его расположения.
Главное земельное управление в письме от 24.02.2009 N 2887/з уведомила заявителя о повторном обращении в администрацию по вопросу обеспечения выбора земельного участка с приложением дополнительной информации.
17 марта 2009 года Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска направило в адрес Главного земельного управления акт о выборе земельного участка для согласования выбора земельного участка, а также письмо N 1132/23, в котором сообщило, что формирование испрашиваемого земельного участка для размещения объекта капитального строительства - объекта повседневного обслуживания населения возможно при условии соблюдения красных линий улицы, сохранения пешеходного тротуара, сноса временных объектов мелкорозничной торговли, получения согласования ГИБДД УВД Смоленской области на устройство парковочного кармана и соблюдения действующего законодательства, градостроительных, санитарных и противопожарных норм.
Письмом от 30.03.2009 N 5812/08 Департамент имущественных и земельных отношений сообщил Предпринимателю о том, что после представления администрацией г. Смоленска материалов по результатам выбора земельного участка Департаментом будет рассмотрен вопрос о предварительном согласовании размещения объекта торгово-бытового обслуживания населения.
Однако администрация г. Смоленска возвратила Иваничкину А.А. акт о выборе земельного участка для строительства без отметки администрации о согласовании и письмом от 27.11.2009 N 23-6337 сообщила, что согласно Генеральному плану г. Смоленска, утвержденному решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 N 260, улица Фрунзе является основной транспортной магистралью правобережной части города с большой концентрацией автомобильных потоков и движением массового пассажирского транспорта (в том числе трамвай) шириною в красных линиях - 40-43 метров (требует расширения проезжей части); на испрашиваемой территории расположены временные объекты мелкорозничной торговли. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен перед многоэтажным жилым домом, на первом этаже которого размещены объекты общественного назначения (магазины), на участке растут зеленые насаждения, являющиеся пылешумозащитным экраном для жилого дома. Рядом с испрашиваемым земельным участком ранее сформирован земельный участок для строительства объекта общественного назначения (административное здание). Размещать перед жилым домом еще один мелкомасштабный объект нецелесообразно.
Предприниматель повторно обратился в администрацию г. Смоленска с заявлением о согласовании акта о выборе земельного участка для строительства объекта повседневного обслуживания населения по ул. Фрунзе, перед домом N 42.
Письмом от 25.06.2010 N 23-2651 администрация г. Смоленска отказала в согласовании акта о выборе земельного участка, в связи с тем, что Иваничкиным А.А. ранее уже предоставлялся акт о выборе земельного участка площадью 1400 кв.м по ул. Фрунзе, перед домом 42 для строительства объекта повседневного обслуживания населения для проведения администрацией процедуры выбора. Данный акт был возвращен Иваничкину А.А. с указанием на отсутствие необходимости в повторном обеспечении выбора земельного участка.
Считая отказ в обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1400 кв.м по ул. Фрунзе перед домом N 42 и предварительном согласовании на нем объекта капитального строительства - объекта повседневного обслуживания населения, противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Предприниматель обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации
В силу ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 5).
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что заявление Предпринимателя о согласовании акта о выборе земельного участка для строительства вышеназванного объекта соответствует приведенным требованиям закона.
Данный факт Администрацией не отрицается.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
В силу п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В жилых зонах в силу п. 3 ст. 35 названного Кодекса допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Согласно п. 5 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство разрешает размещение в жилых зонах не только собственно жилых зданий, но также и отдельно стоящих нежилых объектов культурно-бытового и иного назначения, перечень видов таких объектов является открытым.
При этом основными критериями являются связь этих объектов с проживанием граждан и отсутствие негативного воздействия на среду, что в полной мере допускает размещение в жилых зонах объектов повседневного обслуживания.
Ссылка Администрации на то, что на испрашиваемом Предпринимателем земельном участке растут зеленые насаждения, являющиеся пылешумозащитным экраном для жилого дома, расположены пешеходные дорожки, данный участок неофициально признан сквером, обоснованно отклонена судом, поскольку доказательств нахождения на спорном земельном участке сквера, а также объектов мелкорозничной торговли в материалы дела не представлено.
Помимо этого, суд указал, что из схемы планировочной организации земельного участка и технического обоснования, здание в плане расположено не нарушая существующих пешеходных связей и с учетом перспективного расширения зоны транспортной магистрали.
Суд также не усмотрел нарушение прав третьих лиц при формировании границ указанного земельного участка, так как сформированный земельный участок под жилым домом N 42 не накладывается на испрашиваемый земельный участок и не имеет с ним общих границ.
Судебные инстанции также исходили из того, что в целях введения единого подхода к формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска в соответствии с нормами земельного, градостроительного, жилищного законодательства при формировании земельных участков под многоквартирными жилыми домами и иными, входящими в состав таких домов объектами недвижимого имущества применяются Методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска, утвержденные постановлением администрации г. Смоленска от 16.02.2009 N 145-адм.
В силу п. 2.5 Методических рекомендаций границы земельных участков, сформированных до 01.03.2005 и стоящих на государственном кадастровом учете, пересмотру не подлежат. Границы земельных участков, сформированных после 01.03.2005, могут быть пересмотрены на основании заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме или их представителей, уполномоченных на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Из материалов дела следует, что земельный участок под многоквартирным домом N 42 по ул. Фрунзе в г. Смоленске сформирован после 01.03.2005.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, с заявлением о пересмотре границ земельного участка вправе обратиться любой собственник помещений многоквартирного дома.
Сведений об обращении собственников многоквартирного жилого дома N 42 по ул. Фрунзе с заявлениями о пересмотре границ земельных участков материалы дела не содержат.
Кроме того, судами принято во внимание, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок в соответствии с новой редакцией Правил землепользования и застройки г. Смоленска (решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193), вступившей в силу 15.11.2010, расположен в территориальной зоне Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 29, пункту 3 статьи 30 указанных Правил землепользования и застройки г. Смоленска такие объекты видов использования как размещение объектов капитального строительства - объектов повседневного обслуживания населения, могут размещаться только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что изложенные в письмах Администрации обстоятельства не могут служить законным основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании размещении на нем объекта капитального строительства, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам и документально не подтверждены.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные Предпринимателем требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Администрации, явившиеся обоснованием ее позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной инстанции не имеется.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу N А62-5063/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, с заявлением о пересмотре границ земельного участка вправе обратиться любой собственник помещений многоквартирного дома.
Сведений об обращении собственников многоквартирного жилого дома N 42 по ул. Фрунзе с заявлениями о пересмотре границ земельных участков материалы дела не содержат.
Кроме того, судами принято во внимание, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок в соответствии с новой редакцией Правил землепользования и застройки г. Смоленска (решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193), вступившей в силу 15.11.2010, расположен в территориальной зоне Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 29, пункту 3 статьи 30 указанных Правил землепользования и застройки г. Смоленска такие объекты видов использования как размещение объектов капитального строительства - объектов повседневного обслуживания населения, могут размещаться только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2011 г. N Ф10-2495/11 по делу N А62-5063/2010