Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ермакова М.Н.
судей:
Леоновой Л.В.
Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже
394036, г. Воронеж,
ул. Пушкинская, 5а
ОГРН 1073667025728
не явились, извещены надлежаще,
от ОАО "ВЭКС" Воронежский
экскаватор
г. Воронеж, Московский пр-т, д. 11
ОГРН 1023601609503
не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.11 г. (судья Н.В. Сорокина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.11 г. (судьи М.Б. Осипова, Н.А. Ольшанская, В.А. Скрынников) по делу N А14-11718/2010/358/22,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВЭКС" Воронежский экскаватор (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже (далее - Управление) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 13.11.10 г. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 выставленных на основании решения УПФР в г. Воронеже от 13.11.10 г. N 046 032 10 ВД 0011947, на общую сумму 769243,6 руб.; об обязании Управления произвести возврат денежных средств в размере 769243,6 руб., списанных со счета ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор на основании инкассовых поручений от 13.11.10 г. NN 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.11 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.11 г. решение суда отменено в части признания не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 13.11.10 г. N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246, выставленных на основании решения УПФР в г. Воронеже от 13.11.10 г. N 046 032 10 ВД 0011947, на общую сумму 769243,6 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 19.10.10 г. Управлением выставлено Обществу требование N 04603240051287 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 9 месяцев 2010 г. в общей сумме 769243,6 руб.
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной задолженности, 13.11.10 г. Управлением вынесено решение N 046 032 10 ВД 0011947 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.
13.11.10 г. на основании вышеназванного решения на расчетный счет Общества в Воронежском филиале ОАО "Банк Москвы" выставлены инкассовые поручения N N 04603270036239, 04603270036240, 04603270036241, 04603270036242, 04603270036243, 04603270036244, 04603270036245, 04603270036246 от 13.11.10 г. на общую сумму 769243,6 руб., которые исполнены банком 23.11.10 г.
Общество, полагая, что выставленные Управлением инкассовые поручения, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 29.11.10 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.09 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу ст. 19 Закона от 24.07.09 г. N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.06 г. по делу N А14-13640-2004/79/7б ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.02 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда о том, что с 01.01.10 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ органам ПФР от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.
Таким образом, судом обоснованно указано, что вопрос о взыскании с Общества спорных сумм должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. N 25, в силу абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Вместе с тем, данное разъяснение в любом случае не предоставляет органам Пенсионного фонда РФ право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм недоимки без обращения с соответствующими требованиями к конкурсному управляющему.
Из материалов дела следует, что взысканные по спорным инкассовым поручениям платежи являются текущими, обязанность по их уплате возникла в ходе конкурсного производства.
Судом также установлено, что взыскание спорных сумм страховых взносов и пени в соответствии с рассматриваемыми инкассовыми поручениями привело к нарушению очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
Так, по состоянию на 23.11.10 г. у Общества имеется не погашенная задолженность по заработной плате, не подтвержденная исполнительными документами в общей сумме 1273616,3 руб.
Также у должника имеется непогашенная текущая задолженность по отчислениям в пенсионный фонд за период с 4 квартала 2004 г. по 2 квартал 2010 г. в общей сумме 40767738,7 руб.
В силу изложенного, у Управления отсутствовали правовые основания для взыскания в бесспорном порядке спорных сумм страховых взносов.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Управления по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2011 года по делу N А14-11718/2010/358/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. N 25, в силу абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
...
Из материалов дела следует, что взысканные по спорным инкассовым поручениям платежи являются текущими, обязанность по их уплате возникла в ходе конкурсного производства.
Судом также установлено, что взыскание спорных сумм страховых взносов и пени в соответствии с рассматриваемыми инкассовыми поручениями привело к нарушению очередности, установленной ст. 855 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 августа 2011 г. N Ф10-3036/11 по делу N А14-11718/2010/358/22