г. Калуга |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А64-8265/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507, Интернациональная ул., д. 37, г. Тамбов, 392000): Платицыной Е.Г. - представителя, действующей по доверенности от 02.07.2014 N 48; Пфайфер С.Р. - представителя, действующей по доверенности от 18.11.2014 N 72;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Научно-методический центр народного творчества и досуга" (ОГРН 1026801158152, ИНН 6831016191, Советская ул., д. 59, г. Тамбов, Тамбовская область, 392000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2014 (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Скрынников В.А.) по делу N А64-8265/2013,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее по тексту - Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры "Научно-методический центр народного творчества и досуга" (далее также - Учреждение культуры или страхователь) о взыскании штрафа и пеней в общей сумме 11407,49 руб.
Впоследствии Управление отказалось от взыскания пеней в размере 89,53 руб. и поддержало требования в части взыскания с Учреждения культуры 11317,96 руб., в том числе: штрафа в размере 10522,12 руб. и пеней в сумме 795,84 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2014 требования пенсионного органа удовлетворены частично. Суд взыскал с Учреждения культуры в доход пенсионного органа пени в сумме 3,22 руб., из них на страховую часть - 2,08 руб., на накопительную часть - 0,62 руб., в ФФОМС - 0,32 руб., в ТФОМС - 0,20 руб., производство по взысканию пеней в сумме 89,53 руб. прекращено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 вышеуказанное решение суда в обжалуемой Управлением части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 29.04.2014 и постановление от 31.07.2014 отменить.
Учреждение культуры о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей пенсионного органа, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Учреждением культуры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки установлено, что страхователь в 2010-2012 гг. несвоевременно включал в базу по страховым взносам выплаты по договорам подряда (позднее даты подписания акта выполненных работ) и завысил суммы подлежащие обложению страховыми взносами, а именно сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в январе 2011 г. в размере 1142,38 руб.
По результатам проверки пенсионным органом составлен акт от 30.08.2013 N 0790250000366 и принято решение от 02.10.2013 N 079 025 13 РВ 0000225 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 10522,12 руб. Также Учреждению культуры начислены пени в сумме 885,37 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 355,28 руб.
Как следует из материалов дела, Учреждение в период 2010-2012 г.г. заключало с гражданами договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг. По результатам выполнения соответствующих работ, оказания услуг составлялись акты приемки выполненных работ. Начисление и оплата принятых работ осуществлялась страхователем позднее составления актов выполненных работ, однако в пределах расчетного периода (календарного года), в базу для начисления страховых взносов указанные выплаты включались в момент фактического начисления.
Между тем пенсионный орган пришел к выводу о необходимости учитывать подлежащие выплате суммы в момент составления акта приемки выполненных работ. При этом по итогам расчетных периодов Управлением не установлено занижения базы и неуплаты страховых взносов.
Однако Управление посчитало, что страхователь занизил ежемесячные платежи по страховым взносам, ввиду чего было принято вышеуказанное решение.
Учреждению культуры направлено требование от 23.10.2013 N 079 025 13 РВ 0000225 об уплате указанных сумм недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа в срок до 12.11.2013, однако оно страхователем исполнено не было, что послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.
Разрешая настоящий спор, суды правильно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, перечисленных в статье 9 этого Закона.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Положениями статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
При этом, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, база для исчисления страховых взносов определяется по итогам расчетного периода, определяемого как календарный год, а в течение расчетного периода плательщики страховых взносов уплачивают ежемесячные обязательные платежи, в порядке и сроки, установленные вышеуказанной нормой закона.
На основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из указанного следует, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой закона заключается в неуплате (неполной уплате) страховых взносов в результате занижения базы, которая, как указывалось выше, определяется по итогам расчетного периода.
Положениями пункта 1 статьи 47 указанного закона не предусмотрена ответственность за неуплату либо несвоевременную уплату ежемесячных платежей, которые плательщик страховых взносов исчисляет и уплачивает в течение расчетного периода
Исходя из указанного, суды правильно заключили, что в случае, если плательщиком не допущено неуплаты страховых взносов по итогам расчетного периода, к нему не может применяться ответственность, установленная пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Судом установлено, что в отношении спорных сумм, выплаченных по актам выполненных работ, доначислений страховых взносов по итогам расчетных периодов Управлением не производилось, поскольку составление актов приемки выполненных работ, начисление и выплата соответствующей сумм осуществлялась в пределах одного расчетного периода, занижения базы для начисления страховых взносов в связи со спорными правонарушениями не выявлено.
Указанное также исключает привлечение Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод Управления о том, что Учреждение несвоевременно включало в базу по страховым взносам выплаты по договорам подряда, так как поступившие суммы должны были включаться в базу для начисления страховых взносов не позднее даты подписания акта выполненных работ заявлялся при рассмотрении апелляционной жалобы и по праву был отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку не основан на вышеприведенных нормах закона. Кроме того применительно к рассматриваемой ситуации указанный довод не являлся основанием для привлечения Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А64-8265/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что в отношении спорных сумм, выплаченных по актам выполненных работ, доначислений страховых взносов по итогам расчетных периодов Управлением не производилось, поскольку составление актов приемки выполненных работ, начисление и выплата соответствующей сумм осуществлялась в пределах одного расчетного периода, занижения базы для начисления страховых взносов в связи со спорными правонарушениями не выявлено.
Указанное также исключает привлечение Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод Управления о том, что Учреждение несвоевременно включало в базу по страховым взносам выплаты по договорам подряда, так как поступившие суммы должны были включаться в базу для начисления страховых взносов не позднее даты подписания акта выполненных работ заявлялся при рассмотрении апелляционной жалобы и по праву был отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку не основан на вышеприведенных нормах закона. Кроме того применительно к рассматриваемой ситуации указанный довод не являлся основанием для привлечения Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 ноября 2014 г. N Ф10-3601/14 по делу N А64-8265/2013