Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 августа 2000 г. N КГ-А40/3607-00
(извлечение)
Калужское территориальное управление МАП России в защиту интересов открытого акционерного общества "Калугаметалторг" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к государственному унитарному предприятию "Московская железная дорога" с иском о взыскании 16042 руб., излишне списанного железной дорогой тарифа за перевозку водогазопроводных труб со станции Лутовиновский поселок Донецкой железной дороги до станции. Перспективная Московской железной дороги и 6184 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ.
Решением суда от 25.05.2000 с ГУП "Московская железная дорога" в пользу ОАО "Калугаметалторг" взыскано 16042 руб. излишне списанного железнодорожного тарифа и 985 руб. 19 коп. процентов.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
ГУП "Московская железная дорога" в кассационной жалобе просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, по спорной отправке имела место международная перевозка, груз перевозился по международной транспортной накладной, и потому тариф должен применяться по ставкам Тарифной политики российских железных дорог.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители истца возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.07.99 за перевозку груза по территории России от станции Соловей Юго-Восточной ж.д. до ст. Перспективная Московской ж.д. ОАО "Калугаметалторг" был выставлен железной дорогой счет N 2 на сумму 20640 руб. Расчет провозной платы был произведен по ставкам тарифной политики.
Истец считает, что провозная плата по территории России должна начисляться железной дорогой по Прейскуранту 10-01, и в связи с этим полагает, что излишне вынесенная сумма 16042 руб. подлежит возврату.
Арбитражный суд иск удовлетворил, сославшись на то, что расчеты по провозной плате в отношении перевозок грузов в международном сообщении по территории России должны производиться на основании действующего Прейскуранта 10-01.
Ставки Тарифной политики российских железных дорог применяются в отношении организаций, заключивших с железной дорогой договоры на перевозку грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте.
Между тем, выводы суда недостаточно обоснованны.
Статьей 4 Транспортного Устава железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что перевозка пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном сообщении осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Уставом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" перевозка грузов между Российской Федерацией и иностранными государствами относится к международному железнодорожному сообщению. Статьей 10 этого Закона предусмотрено, что тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами. Таким договором является Тарифное соглашение железнодорожных администраций государств-участников СНГ от 17.02.93.
На основании этого Соглашения (статья 1) ежегодно на тарифных конференциях принимается Тарифная политика, устанавливающая единые тарифы на перевозки грузов в международном сообщении в свободно конвертируемой валюте.
На основании этих международных соглашений издается Тарифная политика российских железных дорог.
Разрешая спор, арбитражный суд не принял во внимание круг актов, регулирующих спорные отношения, в том числе Тарифную политику российских железных дорог.
Не дано оценки доводам железной дороги относительно того, что груз перевозился по международной накладной, следовательно тариф должен определяться по ставкам Тарифной политики российских железных дорог. При этом для осуществления перевозки и расчетов не требуется заключения дополнительных договоров железной дорогой с грузоотправителем или грузополучателем, поскольку договором перевозки является транспортная накладная.
При таком положении обжалуемое решение нельзя признать достаточно обоснованным, в силу пункта 3 ст. 175 АПК РФ оно подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные в их подтверждение и разрешить спор с учетом законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 25.05.2000 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14547/00-32-130 отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2000 г. N КГ-А40/3607-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании