См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2012 г. N Ф10-3316/11 по делу N А62-9/2011
Резолютивная часть постановления объявлена: 19.09.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22.09.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Егоровой С.Г.
судей:
Нарусова М.М.
Смолко С.И.
при участии в заседании:
Истец:
от Первого заместителя прокурора Смоленской области
Антонова Ю.Т. - представитель прокуратуры Брянской области (по поручению, дов. от 01.06.2011 N 08/2011);
Ответчики:
от Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области
Светланова Н.П. - представитель (дов. от 25.01.2011 N 117);
Сосонкина В.С. - представитель (дов. от 16.09.2011 N 46);
от ООО "КСП "Струково"
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
Третье лицо:
от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Рыжова Е.В., Дайнеко М.М., Можеева Е.И.) по делу N А62-9/2011
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Смоленской области обратилась (далее - Прокуратура) в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково" (далее - Общество) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка о т 11.07.2008 N 114/08ДЦ с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, общей площадью 18 132 917 кв.м, расположенного по адрес у: Смоленская область, Дорогобужский район, сельское поселение Фрунзенское, отделение "Струково", и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по лесному хозяйству.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив иск полностью.
Представители ООО "КСП "Струково", Департамента Смоленской области по лесному хозяйству в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, указанные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает кассационную жалобу по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав явившихся представителей истца и ответчика, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральным арбитражным судом Центрального округа установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м образован и поставлен на кадастровый учет в 2007 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0176 площадью 1 911 га.
Согласно выписки из государственного земельного кадастра от 15.10.2007 N 06/07-02-1274 земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, состоит их трех самостоятельных земельных участков, сведения о правах и обременениях этого земельного участка отсутствуют.
11 июля 2008 года между Администрацией МО "Дорогобужский район" Смоленской области (Продавец) и победителем торгов ООО "КСП "Струково" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи N 114/08ДЦ земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, сельское поселение Фрунзенское, отделение "Струково".
17 июля 2008 года земельный участок передан по акту приема-передачи Покупателю и последний 15.08.2008 зарегистрировал свои права на него.
Посчитав, что в состав отчужденного земельного участка вошли земли лесного фонда, являющиеся в силу закона собственностью Российской Федерации, Прокуратура Смоленской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из недоказанности факта нахождения в составе отчужденного земельного участка земель лесного фонда, поскольку право федеральной собственности на земли лесного фонда зарегистрировано без проведения кадастрового учета, их границы не определены, в связи с чем, невозможно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Между тем, приходя к указанным выводам, судом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
Как уже указывалось выше, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0176 площадью 1 911 га образован земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м., относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует из постановления от 16.11.2000 N 844 Главы администрации Дорогобужского района, ранее земельный участок площадью 1 911 га относился к категории земель энергетики и электрификации и был изъят из земель ОАО "Смоленскэнерго" и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ОАО "Струково".
При этом, как отражено в п. 1 указанного постановления, на момент изъятия в состав 1 911 га земель входили - 1 161 га сельхозугодий (1 035 га пашни, 121 га сенокосов, 5 га пастбищ), 693 га леса, 56 га кустарников и 1 га болот.
Согласно сведениям, указанным в разделе 16 (особые отметки) представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 24.08.2010 N 67:06:0000000:191, площадь и местоположение границ земельного участка соответствует материалам межевания. На данном земельном участке имеется 678 га земель, отнесенных распоряжением Главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р к категории земель лесного фонда.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что начальником территориального отдела N 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области дважды 08.02.2008 и 22.05.2008 в адрес главы муниципального образования "Дорогобужский район" направлялись уведомления о том, что спорный земельный участок по виду угодий имеет земли под лесными насаждениями, которые согласно распоряжению Главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р отнесены к категории земель лесного фонда, в связи с чем, необходимо учесть данные государственного кадастрового учета при предоставлении вышеуказанного земельного участка. Данные сведения были доведены до Администрации еще до реализации земельного участка с торгов, однако меры по выявлению земель лесного фонда и размежеванию спорного земельного участка приняты не были.
Отмеченное обстоятельство подтверждено Администрацией и в своем отзыве на иск.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных обстоятельств может следовать, что в составе отчужденного 11.08.2008 с торгов в пользу ООО "КСП "Струково" земель находились земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью.
Частью 3 статьи 15 АПК РФ определено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно норме ст. 170 АПК РФ доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В нарушение изложенных процессуальных норм, принимая обжалуемые судебные акты, суд не исследовал и не оценил вышеприведенные доказательства, ограничившись лишь указанием на отсутствие доказательств подтверждающих соблюдение процедуры перевода земель сельхозназначения в земли лесного фонда и регистрацию 20.04.2001 права федеральной собственности на земли лесного фонда без проведения кадастрового учета и определения соответствующих границ земель лесного фонда.
Вместе с тем указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны без учета положений ст. 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, и ст. 4.4. указанного закона, предусматривающей, что в случае если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Соответственно, представленное в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права от 20.04.2001 Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 399 270 000 кв.м. является надлежащим подтверждением прав собственности Российской Федерации.
Более того, согласно выписке из государственного лесного реестра от 08.04.2011 N 32 к землям лесного фонда отнесены лесные участки по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Дорогобужское лесничество, Дорогобужское участковое лесничество, группа хозяйств им.Фрунзе, кварталы 4, 5, 12, 21, 22, 23, 30 площадью 693 га.
Перевод земель из одной категории в другую осуществлен в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в соответствии с которым издано распоряжение Главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций", согласно которому в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством к землям лесного фонда были отнесены участки земель общей площадью 1 090 794 га, входящих в состав земель сельхозназначения под лесами, ранее находившимися во владении сельхозорганизаций, по перечню согласно приложению к распоряжению. В перечне участков указан участок общей площадью 39 927 га в Дорогобужском сельском лесхозе.
См. также Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Номер названного распоряжения Главы администрации Смоленской области следует читать как "N 1035-р/адм"
Факт включения земель лесного фонда в состав реализованного администрацией земельного участка, признавался также ответчиками, что нашло отражение в отзыве на иск от 21.02.2011 N 361 (т.2 л.д.1-4), а также в протоколе судебного заседания от 01.03.2011.
Представитель ООО КСП "Струково" в судебном заседании 01.03.2011 пояснял суду, что участки лесного фонда занимают 1/3 спорного земельного участка, а также указал на то, что в настоящий момент ООО "Струково" самостоятельно принимает меры к межеванию данного земельного участка (т.2 л.д.11).
В силу статьи 70 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.
Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Вместе с тем, принятые по делу судебные акты, при установлении существенных для рассмотрения настоящего дела обстоятельств, сделаны без учета указанных процессуальных норм права.
Поскольку вышеперечисленным, юридически значимым для правильного рассмотрения спора обстоятельствам судом оценки не дано, а выводы суда сделаны при неправильном применении норм материального права, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, в силу п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку сведения о площади участка лесного фонда, отраженные в постановлении от 16.11.2000 N 844 Главы администрации Дорогобужского района и в кадастровом паспорте от 24.08.2010 N 67:06:0000000:191, разняться, суду при новом рассмотрении необходимо с учетом предоставленных АПК РФ возможностей устранить возникшие противоречия, исследовать вопрос о вхождении в состав земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 земель лесного фонда и, с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и полученных выводов, разрешить спор, приняв законное, обоснованное и мотивированное решение по делу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А62-9/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перевод земель из одной категории в другую осуществлен в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в соответствии с которым издано распоряжение Главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций", согласно которому в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством к землям лесного фонда были отнесены участки земель общей площадью 1 090 794 га, входящих в состав земель сельхозназначения под лесами, ранее находившимися во владении сельхозорганизаций, по перечню согласно приложению к распоряжению. В перечне участков указан участок общей площадью 39 927 га в Дорогобужском сельском лесхозе.
...
В силу статьи 70 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2011 г. N Ф10-3316/11 по делу N А62-9/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3316/11
28.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-888/12
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3316/11
16.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2449/11