г. Брянск |
|
11 октября 2011 г. |
Дело N А62-6204/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.
Судей:
Маргеловой Л.М.
Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от Администрации Заднепровского района города Смоленска (ОГРН 1086731008286, 214012, г. Смоленск, ул. 12 лет Октября, д.11),
Романьковой Е.П. - юрисконсульта (дов. от 12.01.2011 N 19 пост.),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (ОГРН 1046758325118, 214004, г. Смоленск, ул.Николаева, д. 12б),
Егорова П.А. - вед.специалиста-эксперта (дов. от 04.10.2011 N 028 пост.),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу администрации Заднепровского района г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2011 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А62-6204/2010,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Заднепровского района города Смоленска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области по проведению внеплановой выездной проверки Администрации в период с 02.09.2010 по 29.10.2010 незаконными; признании недействительными результатов проведенной внеплановой выездной проверки, оформленных актом проверки от 29.09.2010 N 76/к (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2011 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Заднепровского района г.Смоленска просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области проведена внеплановая выездная проверка Администрации Заднепровского района города Смоленска по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проверки, в ходе которой установлено, что участки водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы правобережья реки Днепр в границах города Смоленска захламлены опасными для окружающей среды отходами производства и потребления, составлен акт от 29.09.2010 N 76/к.
Не согласившись с действиями Управления по проведению проверки, а также с ее результатами, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области по проведению проверки в отношении администрации являются законными и проведены Управлением в рамках предоставленных ему законодательством полномочий. Также суды исходили из законности оспариваемого акта проверки и недоказанности нарушения им прав и законных интересов администрации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.12.2008 N 547 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области, в разделе 2 которого перечислены полномочия Управления, в том числе по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).
Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в пункте 5 Правил) и уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан (пункт 10).
Как установлено судами и следует из материалов дела, проверка осуществлена в соответствии с приказом Управления от 27.08.2010 N 130/км на основании заявления Черняка А.А. от 05.08.2010 вх. N 1024, материалов рейдовых проверок (писем Управления в адрес Главы администрации Заднепровского района г. Смоленска от 05.07.2010 N 1088, от 21.07.2010 N 895, от 18.08.2010 N 1361), а также согласована с прокуратурой Смоленской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.08.2010).
Таким образом, у Управления имелись полномочия по проведению проверки, а также законные основания для ее проведения.
Довод заявителя о том, что он не является надлежащим субъектом проверки, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Согласно ст. 41 Устава города Смоленска (принят решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164) к полномочиям Администрации города Смоленска относится в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Смоленска; организация благоустройства и озеленения территории города Смоленска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета от 30.05.2008 N 866 в соответствии со статей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Смоленска учрежден территориальный орган Администрации города Смоленска - Администрация Заднепровского района города Смоленска, а также утверждено Положение о территориальном органе Администрации города Смоленска - Администрации Заднепровского района города Смоленска.
Пунктом 2.2. указанного Положения определено, что территориальный орган, являясь структурным подразделением Администрации города Смоленска (далее - Администрация города), обеспечивает на территории Заднепровского района исполнительно-распорядительные функции Администрации города в пределах переданных и закрепленных настоящим Положением полномочий.
Администрация района обеспечивает исполнение функций Администрации города по решению вопросов местного значения на территории Заднепровского района, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, охраны труда и окружающей среды (раздел 4 Положения).
Таким образом, ответчик является органом, обеспечивающим исполнение функций администрации г. Смоленска в области охраны окружающей среды на территории Заднепровского района.
Довод жалобы об ошибочности выводов судов о том, что полномочия по охране окружающей среды делегированы Администрации, отклоняется, поскольку такая функция прямо предусмотрена п. 6.3.5 Положения.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что администрация Заднепровского района г. Смоленска в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе правобережья реки Днепр в границах Смоленска не в полном объеме осуществляет полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и в области земельных отношений.
Судом кассационной инстанции отклоняются доводы жалобы о нарушении прав заявителя результатами проведенной внеплановой выездной проверки, оформленных актом от 29.09.2010 N 76/к, так как наличие либо отсутствие нарушения законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения данного акта, по итогам которого уполномоченным органом принимается соответствующее решение, которое может быть оспорено в судебном порядке, таким образом акт проверки является процессуальным документом, в котором фиксируются фактические данные, выявленные в ходе проверки, и он не влечет никаких негативных последствий.
Акт проверки сам по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя в экономической сфере, так как не возлагает на последнего каких-либо обязанностей и не устанавливает какого-либо рода ответственность.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А62-6204/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Заднепровского района г.Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 41 Устава города Смоленска (принят решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164) к полномочиям Администрации города Смоленска относится в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Смоленска; организация благоустройства и озеленения территории города Смоленска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета от 30.05.2008 N 866 в соответствии со статей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Смоленска учрежден территориальный орган Администрации города Смоленска - Администрация Заднепровского района города Смоленска, а также утверждено Положение о территориальном органе Администрации города Смоленска - Администрации Заднепровского района города Смоленска.
Пунктом 2.2. указанного Положения определено, что территориальный орган, являясь структурным подразделением Администрации города Смоленска (далее - Администрация города), обеспечивает на территории Заднепровского района исполнительно-распорядительные функции Администрации города в пределах переданных и закрепленных настоящим Положением полномочий.
Администрация района обеспечивает исполнение функций Администрации города по решению вопросов местного значения на территории Заднепровского района, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, охраны труда и окружающей среды (раздел 4 Положения).
...
Довод жалобы об ошибочности выводов судов о том, что полномочия по охране окружающей среды делегированы Администрации, отклоняется, поскольку такая функция прямо предусмотрена п. 6.3.5 Положения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2011 г. N Ф10-3485/11 по делу N А62-6204/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1447/12
28.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1447/12
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1447/12
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3485/11
07.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1718/11
25.02.2011 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-6204/10