Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ермакова М.Н.
судей:
Егорова Е.И.
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от ООО "ТЕХНО"
г. Рязань р-н Восточный Промузел, 21, стр. 58
ОГРН 1066230038973
не явились, извещены надлежаще,
от МИФНС РФ N 3 по Рязанской области
г. Рязань ул. Горького д. 1
не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.12.10 г. (судья В.И. Грачев) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.11 г. (судьи Н.В. Еремичева, Н.А. Полынкина, О.А. Тиминская) по делу N А54-4910/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНО" (далее - ООО Общество) обратилось в суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области (далее - налоговый орган) принять решение о возврате Обществу суммы излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в размере 400116,56 руб. 56 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Рязанское региональное отделение ФСС РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.12.10 г. заявленные требования удовлетворены частично. На налоговый орган возложена обязанность принять решение о возврате Обществу излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в сумме 378941,03 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.11 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 19.02.10 г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной Обществом в доле Фонда социального страхования Российской Федерации суммы единого социального налога в размере 400120 руб.
Рассмотрев указанное заявление, Инспекция приняла решение от 03.03.10 г. N 39 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Решением Управления ФНС РФ по Рязанской области от 10.06.10 г. N 15-12/1939дсп решение налогового органа от 03.03.10 г. N 39 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Общество полагая, что решение налогового органа от 03.03.10 г. N 39, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Статьей 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пени и штрафов производится в порядке, предусмотренном главой 12 Кодекса.
Для реализации предусмотренного ст. 21 НК РФ права, налогоплательщик обязан обратиться в соответствии со ст. 78 НК РФ в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты в срок, не превышающий трех лет с момента уплаты.
На основании п. 2 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Аналогичных положений, предусматривающих порядок возврата излишне уплаченных в Фонд социального страхования Российской Федерации сумм единого социального налога, не предусмотрено.
При этом согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. N 101 (в редакции, действовавшей в спорный период), в компетенцию Фонда не входят полномочия по возврату излишне уплаченных сумм единого социального налога.
Исходя из изложенного, а также учитывая сходство правовой природы платежей в виде страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, не имеется оснований полагать, что в случае превышения расходов страхователя на цели государственного социального страхования над суммами исчисленного единого социального налога, подлежащими уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации порядок возврата сумм налога, отличается от порядка, предусмотренного п. 3 ст. 243 НК РФ.
При этом не имеет правового значения, что сумма начисленного единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, превышает сумму, уплаченную в фонд денежными средствами.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.09 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01.01.10 г., осуществляются в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Следовательно, если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по единому социальному налогу, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 17.03.10 г. N 398, подписанному сторонами без разногласий, у Общества по состоянию на 17.03.10 г. имеется переплата по единому социальному налогу в сумме 437430,87 руб.
Переплата в сумме 37314,31 руб. образовалась в результате превышения размера понесенных Обществом расходов на выплату пособий над начисленным налогом, в связи с чем была возвращена налогоплательщику Фондом социального страхования Российской Федерации.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволили судам правомерно указать, что переплата по ЕСН в размере 400116,56 руб. является переплатой в денежном выражении, в связи с чем ее возврат должен быть осуществлен налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
Из материалов дела следует, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога в спорной сумме Общество обратилось в налоговый орган 19.02.10 г.
Следовательно, в силу ст. 78 НК РФ возврату подлежит единый социальный налог, уплаченный Обществом в период с 19.02.07 г. по 19.02.10 г.
Поскольку по состоянию на 19.02.07 г. сумма имеющейся у налогоплательщика денежной переплаты по налогу за 2006 год и за январь 2007 года составила 21175,53 руб., то у налогового органа имелись законные основания для отказа Обществу в возврате 21175,53 руб., так как с момента уплаты указанной суммы единого социального налога установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок, исчисляемый в административном порядке с момента уплаты налога, истек.
С момента же уплаты Обществом единого социального налога в сумме 378941,03 руб. установленный данной нормой права трехлетний срок не истек.
Поскольку доказательств того, что у Общества имеется недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам, налоговым органом не представлено, то суды обоснованно удовлетворили заявление Общства.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 декабря 2010 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2011 года по делу N А54-4910/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 пол Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.09 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01.01.10 г., осуществляются в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Следовательно, если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по единому социальному налогу, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
...
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволили судам правомерно указать, что переплата по ЕСН в размере 400116,56 руб. является переплатой в денежном выражении, в связи с чем ее возврат должен быть осуществлен налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
Из материалов дела следует, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога в спорной сумме Общество обратилось в налоговый орган 19.02.10 г.
Следовательно, в силу ст. 78 НК РФ возврату подлежит единый социальный налог, уплаченный Обществом в период с 19.02.07 г. по 19.02.10 г.
Поскольку по состоянию на 19.02.07 г. сумма имеющейся у налогоплательщика денежной переплаты по налогу за 2006 год и за январь 2007 года составила 21175,53 руб., то у налогового органа имелись законные основания для отказа Обществу в возврате 21175,53 руб., так как с момента уплаты указанной суммы единого социального налога установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок, исчисляемый в административном порядке с момента уплаты налога, истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2011 г. N Ф10-3100/11 по делу N А54-4910/2010