См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 2010 г. по делу N А08-1970/2009-1
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2011.
Полный текст постановления изготовлен 31.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Егорова Е.И.
Судей:
Ермакова М.Н.
Чаусовой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тюковым Д.В.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляли:
от Арбитражного суда Белгородской области - Дян-Шокот А.А.;
от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Тюков Д.В.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Белгородской области Вертопраховой Л.А.
При участии в заседании:
от ООО "ОНП"
г. Белгород, ул. Чичерина, д. 54
ОГРН 1023101640242
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Белгородской таможни
г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 9а
Ивановой М.Е. - представителя (дов. N 03-51/98 от 29.07.2011),
Антонюк М.С. - представителя (дов. N 03-51/60 от 17.05.2011),
ООО "Регионторг"
г. Белгород, ул. 5 Августа, д. 1-г
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.03.2011 (судья Астаповская А.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А08-1970/2009-1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОНП" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решений Белгородской таможни (далее - Таможня) N N 10101000-25-32/100 и 10101000-25-32/101 от 03.03.2009 о классификации импортированных ООО "Регионторг" по ГТД N10101060/230908/0008497 товаров - гусеничных тягачей на базе МТ-ЛБУ, МТ-ПЛБ в соответствии с ТН ВЭД России и признании незаконным требования N59 от 10.03.2009 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.03.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Белгородская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, между ООО "Регионторг" (покупатель) и компанией "Ферсватерс Материалверк" (г. Стокгольм, Швеция) (продавец) заключен контракт N 308221-1/003 от 15.02.2008 на куплю-продажу многофункциональных гусеничных тягачей легких бронированных (МТ-ЛБ) и их модификаций, бывших в употреблении, согласно спецификации к контракту, являющейся его неотъемлемой частью.
Компанией "Интерлинк Паблишинг ЧБ" на основании договора с ООО "Регионторг" от 21.03.2008 в соответствии со спецификацией к данному договору от 15.02.2008 и дополнительными соглашениями к ней от 17.09.2008 и 18.09.2008 произведена демилитаризация МТЛБ.
После проведения указанных работ и предпродажной подготовки ООО "Регионторг" 23.09.2008 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТ-ЛБУ в количестве 3 штук и МТ-ПЛБ в количестве 1 штуки, предъявив их к таможенному оформлению по ГТД N 10101060/230908/0008497.
Декларирование ввезенного товара осуществлялось таможенным брокером ООО "ОНП" на основании заключенного с ООО "Регионторг" договора N 0232/00- 0101/100013-05-003 от 02.06.2005.
Указанный товар самостоятельно классифицирован брокером и в отношении него в графе 33 ГТД заявлен код 8701 30 900 0 ТН ВЭД России, которому соответствует товарная позиция "тракторы гусеничные, прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
Белгородским западным таможенным постом был проведен контроль правильности классификации товара, по результатам которого принято решение о согласии с избранным декларантом кодом ТН ВЭД России. Выпуск товара в свободное обращение разрешен 24.09.2008.
В рамках ведомственного контроля Белгородская таможня провела проверку документов и сведений, предоставленных при таможенном оформлении товара, задекларированного по ГТД N 10101060/230908/0008497, по результатам которой было приняты решения N N 10101000-25-32/100 и N 10101000-25-32/101 от 03.03.2009 о признании не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации и отмене решения Белгородского западного таможенного поста о подтверждении классификационного кода ТН ВЭД России.
При этом транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТ-ЛБУ в количестве 3 штук классифицированы Таможней в товарной подсубпозиции 8702 10 199 1 ТН ВЭД России "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем):с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 куб.см: бывшие в эксплуатации: прочие, с момента выпуска которых прошло более 7 лет", ставка ввозной таможенной пошлины 3 евро за 1 куб.см объема двигателя.
Транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТ-ПЛБ в количестве 1 штуки классифицированы в товарной подсубпозиции 8704 22 990 3 ТН ВЭД России "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 тонн, но не более 20 тонн, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет", ставка ввозной таможенной пошлины 2,2 Евро за 1 куб.см объема двигателя.
На основании принятых решений в адрес таможенного брокера было выставлено требование N 59 от 10.03.2009 об уплате в срок не позднее 29.03.2009 ввозной таможенной пошлины в сумме 5 685 861,82 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1 023 455,13 руб. и пени за их неуплату в сумме 462 271,94 руб., начисленных за период с 24.09.2008 по 10.03.2009.
Полагая, что указанные решение и требование Белгородской таможни являются незаконным, нарушают его права и законные интересы, ООО "ОНП" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В частности, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ в числе сведений о товаре подлежит указанию классификационный код товара по ТН ВЭД.
Положениями ст.ст. 39, 127 ТК РФ установлено, что лицо, перемещающее товар обязано уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В силу п. 2 ст. 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 718 от 27.11.2006 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" утвержден Таможенный тариф, содержащий основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу Правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с Правилом 4 ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. При этом сходство товаров может зависеть от многих факторов, таких как вид, свойство, назначение.
Исходя из названий товарных позиций 8701 и 8704, суд обоснованно указал, что в целях классификации спорной техники по Правилу 4 ОПИ ТН ВЭД необходимо установить, с какими транспортными средствами она в том виде, в котором ввезена наиболее сходна: с тракторами либо с моторными транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов.
При этом необходимо учитывать соотношение технических характеристик транспортного средства с получаемым от них эффектом, то есть эффективность осуществления какого-либо вида деятельности.
Пояснениями ФТС России к ТН ВЭД определено, что под тракторами, классифицируемыми в товарной позиции 8701, понимаются транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
В данную товарную позицию включаются тракторы (кроме тягачей, используемых на железнодорожных платформах, включаемых в товарную позицию 8709) различных типов (тракторы для сельскохозяйственных работ или для лесного хозяйства, дорожные тягачи, тяжелые тракторы для строительных и земляных работ, тракторы, оборудованные лебедками, и т.д.) независимо от типа их привода (двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель и т.д.).
Тракторы данной товарной позиции могут иметь кузов или сиденья для экипажа, или кабину. Они могут быть оборудованы инструментальным ящиком, иметь возможность поднимать и опускать навесные сельскохозяйственные орудия, иметь тягово-сцепное устройство для прицепов или полуприцепов (например, на рамах и аналогичных тяговых устройствах) или вал отбора мощности для привода таких устройств, как молотилки и циркулярные пилы.
Шасси трактора может быть колесным, на гусеницах или комбинированным (колесно-гусеничным). В последнем случае только передняя управляемая ось оснащена колесами.
В данную товарную позицию включаются тракторы, оборудованные лебедками (то есть применяемые для вытаскивания застрявших транспортных средств; для корчевания и вывоза деревьев или для буксировки сельскохозяйственных орудий).
Исходя из изложенного выше, основным назначением трактора является буксировка или толкание других транспортных средств, устройств или грузов. При этом не исключается оснащение тракторов дополнительными приспособлениями для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
Пояснениями ФТС России к позиции 8704 разъяснено, что включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров, а не для перевозки людей.
В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства, например: типа фургонов; некоторые автомобили типа пикап; обслуживающие спортивные транспортные средств, т.е. колесная техника.
При этом гусеничная техника в пояснениях ФТС России к ТН ВЭД к товарной позиции 8704 не упоминается
Классификация механических транспортных средств и прицепов по категориям предусмотрена ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", гармонизированный с Приложением 7 к "Сводной резолюции о конструкции транспортных средств", принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ГОК ООН и Директивой 2002/24 ЕС.
Единственной категорией, к которой могут быть отнесены механические транспортные средства на гусеничном ходу, по ГОСТ 52051-2003, является категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы: "Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор - механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей, функциональное назначение которого зависит в основанном от его тягового усилия и которое сконструировано главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала".
Остальные категории механических транспортных средств (L, M, N, O, G, транспортные средства специального назначения) по ГОСТ Р 52051-2003 подразумевают транспортные средства на колесном ходу.
Кроме того, терминологически понятие "перевозка грузов" отличается от таких понятий как "буксировка" и "толкание". В первом случае предполагается, что груз надлежит везти на каком-либо транспортном средстве, чему предшествует погрузка этого груза на такое средство, тогда как во втором и третьем случае размещения перемещаемого груза на перемещающем его транспортном средстве не предполагается.
Согласно письму Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации N 236/67 от 13.01.2009, демилитаризованные транспортеры-тягачи типа МТ-ЛБ могут быть использованы в качестве тягачей прицепов, а также базы под монтаж различного оборудования.
Указанная военная техника в вооруженных силах используется в качестве базового шасси для размещения (установки) различного вооружения, систем связи, а также для буксирования артиллерийских орудий.
Эта техника эксплуатируется экипажем (расчетом), при этом отдельные модификации для защиты от огневого воздействия стрелкового оружия и поражающих факторов оружия массового поражения могут транспортировать десант в кормовой части на топливных баках, расположенных на днище, размерами и конфигурацией позволяющие использовать их как места для сидения (каждый на четыре человека). В случае необходимости данные типы транспортеров могут перевозить четверых раненых, расположенных на носилках.
Также по Техническому описанию и инструкции по эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача, разработанных Министерством обороны СССР, легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 тонн, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей. В соответствии с тактико-техническими характеристиками тягача его масса в рабочем состоянии составляет около 9 700 кг, грузоподъемность - от 2 000 до 2 500 кг в зависимости от условий эксплуатации, масса буксируемого прицепа - до 6 500 кг также в зависимости от условий эксплуатации, количество посадочных мест в кабине (включая водителя) и в кормовом отсеке - 2 и 11 соответственно.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в отношении ввезенных ООО "Регионторг" транспортных средств была произведена демилитаризация.
Дополнительные багажники для перевозки грузов на внешней части корпуса не устанавливались, не вносились никакие иные изменения в технические характеристики транспортных средств, увеличивающих их грузоподъемность или количество сидячих мест в ущерб возможности буксировки.
В соответствии с письмом N 175 от 03.04.2009 Межрегиональной общественной организации "Отделение спецтехники и конверсии АПК - орган по подтверждению соответствия и сертификации специальной техники" многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи МТ-ЛБ и МТ-ЛБу без доработки корпуса и оснащения его необходимым внутренним оборудованием для выполнения Правил ЕЭК ООН и Технического регламента Российской Федерации по пространству пассажирского салона, внутреннему шуму, вибрациям, вентиляции и отоплению, содержанию вредных веществ, управляемости и устойчивости, плавности хода, обзорности и пожаробезопасности не могут использоваться как транспортные средства для перевозки пассажиров в мирное время.
Перевозка грузов внутри корпуса этих изделий также невозможна из-за отсутствия условий использования средств механизации погрузки-выгрузки, мест укладки устройств крепления груза, незащищенности топливной системы, аккумуляторных батарей и моторного отсека.
Исходя из данных обстоятельств, Межрегиональной общественной организацией "Отделение спецтехники и конверсии АПК - орган по подтверждению соответствия и сертификации специальной техники" указано, что после демонтажа вооружения и военного оборудования данные изделия могут быть использованы в качестве тягачей для буксировки прицепов или под монтаж оборудования народнохозяйственного назначения (бурового, трелевочного, бульдозерного, противопожарного и др.).
Учитывая указанною совокупность технических и функциональных характеристик, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные транспортные гусеничные машины наиболее сходны с категорией "тракторы", классифицируемой в товарной позиции 8701.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Белгородской таможни недействительными.
Все доводы кассационной жалобы исследовались судом первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в соответствии со ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А08-1970/2009-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Классификация механических транспортных средств и прицепов по категориям предусмотрена ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", гармонизированный с Приложением 7 к "Сводной резолюции о конструкции транспортных средств", принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ГОК ООН и Директивой 2002/24 ЕС.
Единственной категорией, к которой могут быть отнесены механические транспортные средства на гусеничном ходу, по ГОСТ 52051-2003, является категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы: "Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор - механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей, функциональное назначение которого зависит в основанном от его тягового усилия и которое сконструировано главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала".
Остальные категории механических транспортных средств (L, M, N, O, G, транспортные средства специального назначения) по ГОСТ Р 52051-2003 подразумевают транспортные средства на колесном ходу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2011 г. N Ф10-4464/09 по делу N А08-1970/2009-1
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2013 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1970/09
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-649/10
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4464/09
16.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2364/09
09.03.2011 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1970/09
07.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-1970/2009-1