См. также определение ФАС ЦО от 25 августа 2009 г. N А09-1397/2009 и постановление ФАС ЦО от 18 сентября 2009 г. N Ф10-3894/09 по делу N А09-1394/2009
Резолютивная часть постановления объявлена: 18.09.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21.09.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Егоровой С.Г.
судей:
Смолко С.И.,
Кожемяко А.С.
при участии в заседании:
Истец:
от Общества с ограниченной ответственностью "Европейская трубная компания" Желакович А.С. - представитель (дов. от 05.08.2009 б/н);
Ответчик:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
от Общества с ограниченной ответственностью "Русский капитал" Ермакова Ю.А. - представитель (дов. от 09.01.2009 N 1);
Третье лицо: от конкурсного управляющего ОНО ОПХ "Черемушки" Светлицкий Е.А. - представитель (дов. от 01.10.2008 б/н);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Европейская трубная компания" на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 (судья Назаров А.В.) по делу N А09-1397/2009
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Европейская Трубная Компания" (далее - ООО "Европейская Трубная Компания") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области (далее - ТУ ФАУГИ по Брянской области, Управление), обществу с ограниченной ответственностью "Русский капитал" (далее - ООО "Русский капитал") о признании недействительным договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков N 635, заключенного между ответчиками 24.12.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Черемушки" государственного научного учреждения Брянской опытной станции по картофелю государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ОНО ОПХ "Черемушки").
Решением суда от 10.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ТУ ФАУГИ по Брянской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился.
ТУ ФАУГИ по Брянской области ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя не заявило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2008 по делу N А09-2617/2007 ОНО ОПХ "Черемушки" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Лаврухина В.И.
В период конкурсного производства, 12.08.2008, 16.10.2008, 21.11.2008 между ОНО ОПХ "Черемушки" (Продавец) и ООО "Русский капитал" (Покупатель) были заключены договоры купли-продажи недвижимости, по условиям которых Продавец обязался передать в собственность, а покупатель обязался принять и оплатить недвижимое имущество (объекты).
В соответствии с пунктом 1.3. договоров, объекты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:40 01 09:0218, 32:02:40 01 09:0219, 32:02:40 01 06:0026, 32:02:40 01 06:0027, 32:02:40 01 07:0131, 32:02:40 01 07:0132, 32:02:40 01 02:0021, 32:02:40 01 02:0022, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Переход права собственности на объекты недвижимости был зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании распоряжения от 24.12.2008 N 499 ТУ Росимущества по Брянской области (Арендодатель) и ООО "Русский капитал" (Арендатор) был заключен договор аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков N 635, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:40 01 09:0218, 32:02:40 01 09:0219, 32:02:40 01 06:0026, 32:02:40 01 06:0027, 32:02:40 01 07:0131, 32:02:40 01 07:0132, 32:02:40 01 02:0021, 32:02:40 01 02:0022, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся предметами вышеуказанных договоров купли-продажи.
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды, срок аренды участков устанавливается с 01.01.2009 по 31.12.2058.
Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию.
Полагая, что договор аренды от 24.12.2008 N 635 заключен с нарушением норм статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона (далее - ЗК РФ), ООО "Европейская трубная компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того что, истец не доказал нарушение своих прав оспариваемой сделкой, а соразмерность и необходимость предоставления земельных участков определяется органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Между тем, приходя к указанным выводам, суд не учел следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и в оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает права на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заключение оспариваемого договора аренды явилось следствием заключения договоров купли-продажи между ОНО ОПХ "Черемушки" (Продавец) и ООО "Русский капитал" (Покупатель), по которым последнее приобрело право собственности на 8 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:40 01 09:0218, 32:02:40 01 09:0219, 32:02:40 01 06:0026, 32:02:40 01 06:0027, 32:02:40 01 07:0131, 32:02:40 01 07:0132, 32:02:40 01 02:0021, 32:02:40 01 02:0022, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно отчета конкурсного управляющего, доведенного до сведения кредиторов, указанные земли принадлежали ОНО ОПХ "Черемушки" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании распоряжения от 24.12.2008 N 499 ТУ Росимущества по Брянской области (Арендодатель) и ООО "Русский капитал" (Арендатор) был заключен договор аренды N 635 вышеперечисленных земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приобретение права аренды на спорные земельные участки осуществлено ООО "Русский Капитал" в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть покупатель реализовал свое исключительное право на приобретение земли, занятой принадлежащим ему недвижимым имуществом.
Вместе с тем, сделки купли-продажи недвижимости ОНО ОПХ "Черемушки" были оспорены в судебном порядке, в связи с чем в Арбитражном суде Брянской области возбуждены производства по делам: N А09-1393/2009, N А09-1394/2009, А09-1395/2009, N А09-1396/2009. Вступившими в силу решениями суда первой инстанции по указанным делам в удовлетворении заявленных требований о признании сделок недействительными ООО "Европейская трубная компания" отказано.
Судебные акты суда первой инстанции по делам N А09-1394/2009, N А09-1393/2009, N А09-1395/2009, N А09-1396/2009 обжалованы в кассационном порядке.
Оценив в совокупности все юридически значимые обстоятельства совершения обжалуемых сделок, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 139 указанного закона, действовавшего в период заключения оспариваемых сделок купли-продажи объектов недвижимости, включенных в конкурсную массу ОНО ОПХ "Черемушки", после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Исключение из общих правил реализации имущества должника установлено в п. 6 ст. 111 Закона N 127-ФЗ, предусматривающее возможность продажи части имущества должника балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее чем сто тысяч рублей, в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.
Между тем, как следует из материалов дела, реализации в порядке п. 6 ст. 111 Закона N 127-ФЗ подверглось все недвижимое имущество должника в количестве восьми объектов, в связи с чем, указанная норма закона не подлежала применению судом.
При этом, приходя к выводу об отсутствии необходимости реализации имущества ОНО ОПХ "Черемушки" на открытых торгах, суд сослался на утвержденный 12.08.2008 собранием кредиторов должника порядок реализации имущества предприятия - должника, предусматривающий продажу отдельного имущества должника (непрофильных активов) балансовой стоимостью менее 100 000 руб. по цене, определенной независимым оценщиком, согласованный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области без проведения аукциона по прямым сделкам.
Вместе с тем, как следует из содержания названного документа повестка дня собрания кредиторов ОНО ОПХ "Черемушки" от 12.08.2008 включала два вопроса:
- утверждение отчета конкурсного управляющего;
- рассмотрение вопроса о погашении требований кредиторов в соответствии ст. 125 Закона N 127-ФЗ.
Иных вопросов в повестку дня включено не было и голосования по ним не осуществлялось.
Таким образом, собрание кредиторов не утверждало порядок реализации спорного недвижимого имущества должника, минуя процедуру открытых торгов.
Кроме того, при обсуждении первого вопроса повестки дня конкурсным управляющим было доведено до сведения собрания кредиторов, что в составе имущества ОНО ОПХ "Черемушки" выявлено право бессрочного постоянного пользования землей сельскохозяйственного назначения площадью 6 261 га, в связи с чем в ФАУФИ Брянской области направлено заявление о заключении долгосрочных договоров аренды земельных участков. Конкурсным управляющим проводится техническая инвентаризация выявленных объектов недвижимого имущества: заказаны технические и кадастровые паспорта, подготовлены документы для оценки рыночной стоимости.
Процедура инвентаризации имущества ОНО ОПХ "Черемушки" и формирования конкурсной массы должника в полном объеме еще не завершена. Техническая инвентаризация с оценкой рыночной стоимости выявленного имущества ОНО ОПХ "Черемушки" конкурсным управляющим также в полном объеме еще не осуществлена.
Из указанного следует, что на дату проведения собрания кредиторы не обладали сведениями о составе и стоимости спорного недвижимого имущества и, как следствие, не могли принимать решение о возможности его реализации без торгов по прямым договорам.
Более того, в ходе судебного заседания суда кассационной инстанции представителем организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Черемушки" государственного научного учреждения Брянской опытной станции по картофелю государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук было заявлено, что ОНО ОПХ "Черемушки" является сельскохозяйственной организацией, а в результате реализации спорного имущества к приобретателю перешло право и на соответствующие земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые спорными объектами недвижимости.
В силу п. 1 ст. 177 Закона N 127-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Однако суд не истребовал для исследования и не дал оценки учредительным документам ОНО ОПХ "Черемушки" и иным документам, в том числе правоустанавливающим документам на земельные участки, под спорными объектами недвижимости, позволяющим выяснить возможность отнесения должника к категории сельскохозяйственных организаций.
Порядок банкротства сельскохозяйственных организаций установлен § 3 Закона N 127-ФЗ. В силу требований пункта 3 статьи 179 названного закона при продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 179 Закона N 127-ФЗ установлено при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.
В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Системное толкование названных положений Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что намерение смежных землепользователей воспользоваться своим преимущественным правом не исключает необходимости проведения конкурсным управляющим первых публичных торгов по продаже всего имущественного комплекса должника.
По общему смыслу законодательства о несостоятельности публичные торги являются оптимальным способом продажи имущества должника. Благодаря используемым принципам определения покупателя имущества названная процедура не только создает равные условия участия всех претендентов в покупке имущества должника, но и отвечает интересам кредиторов в деле о банкротстве.
Из приведенных норм права следует, что арбитражный управляющий после проведения публичных торгов по продаже предприятия должника обязан предложить лицам с преимущественным правом выкупить его по цене, сформированной на этих торгах.
Заявления таких лиц о намерении воспользоваться своим преимущественным правом и приобрести имущественный комплекс должника по предложенной цене могут быть направлены арбитражному управляющему в течение месяца.
При поступлении к арбитражному управляющему заявлений от нескольких таких лиц определение покупателя предприятия должника производится в рамках конкурсных процедур с их непосредственным участием. В этой ситуации предпочтение следует отдавать тому субъекту преимущественного права, который предложит приобрести имущественный комплекс должника по наибольшей стоимости исходя из цены, сформированной в результате проведения публичных торгов.
Приведенная правовая позиция согласуется с высказанным в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2009 N 1989/09 мнением по аналогичному вопросу.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что реализация имущества должника - ОНО ОПХ "Черемушки" должна была осуществляться на открытых торгах посредством выставления на продажу предприятия (имущественного комплекса) должника, что конкурсным управляющим сделано не было. Соответственно имущество должника было реализовано с нарушением Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 8 от 25.02.1998 арбитражный суд вправе дать оценку ничтожности сделки независимо от того, предъявлялись ли отдельно требования о признании ее недействительной.
Указанным обстоятельствам судом оценка не дана.
Кроме того, как следует из содержания договора аренды от 24.12.2008 N 635 (п. 1.1.) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: - 32:02:40 01 09:0218 площадью 696,9000 га; - 32:02:40 01 09:0219 площадью 1121,5052 га; - 32:02:40 01 06:0026 площадью 118,0579 га; - 32:02:40 01 06:0027 площадью 145,2351 га; - 32:02:40 01 07:0131 площадью 330,8000 га; - 32:02:40 01 07:0132 площадью 301,0715 га; - 32:02:40 01 02:0021 площадью 600,0000 га; - 32:02:40 01 02:0022 площадью 406,3993 га.
На перечисленных земельных участках расположены приобретенные ООО "Русский капитал" по вышеназванным договорам купли-продажи объекты недвижимости, в том числе:
- на земельном участке площадью 6 969 000 (шесть миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч) кв.м. с кадастровым номером 32:02:40 01 09:0218 - здание кормоцеха "Рассвет", назначение нежилое, общей площадью 173,8 кв.м.;
- на земельном участке площадью 3 308 000 (три миллиона триста восемь тысяч) кв.м. с кадастровым номером 32:02:40 01 07:0131 - здание телятника, назначение нежилое, общей площадью 366,1 кв.м.;
- на земельном участке площадью 1 452 351 (один миллион четыреста пятьдесят две тысячи триста пятьдесят один) кв.м. с кадастровым номером 32:02:40 01 06:0027 - здание конюшни, назначение нежилое, общей площадью 80,70 кв.м.;
- на земельном участке площадью 6 000 000 (шесть миллионов) кв.м. с кадастровым номером 32:02:40 01 02:0021 - здание склада сена, назначение нежилое общей площадью 293,8 кв.м.
Таким образом, из указанного следует, что, реализуя в порядке ст. 36 ЗК РФ право на приобретение земли, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования, ООО "Русский капитал" получило бесплатно права аренды на земельные участки значительно превышающие по площади участки земли, непосредственно занятые приобретенной недвижимостью.
Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В материалах дела отсутствуют документы, отражающие виды деятельности ООО "Русский капитал", а также какие-либо расчеты, обосновывающие предоставление по оспариваемому договору земельных участков в вышеуказанных размерах.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Однако суд, исследуя данное обстоятельство, ограничился лишь указанием на то, что соразмерность предоставления земельных участков определяется уполномоченным органом и предметом заявленных требований не является.
Суд кассационной инстанции считает необходимым также отметить, что пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельхозземель) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Таким образом, в случае предоставления ООО "Русский капитал" земельных участков без соблюдения требований п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ в части предоставления площадей сверх необходимых норм, будет нарушен установленный Законом об обороте сельхозземель порядок.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об обороте сельхозземель организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь.
Законный интерес потенциального участника торгов состоит в том, чтобы иметь равную с другими претендентами возможность принимать участие в публичных торгах. В случае ненадлежащего извещения о публичных торгах этот интерес нарушается.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 указано что, извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
Ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах является нарушением, достаточным для признания их недействительными.
В этой связи не проведение открытых торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных участников, намеревающихся получить вещные права на такие земли.
В рассматриваемом случае ООО "Европейская трубная компания" в случае объявления аукциона по продаже прав на заключение договора аренды спорных земельных участков могла иметь возможность для участия в торгах и, соответственно, возможность для заключения договора аренды.
Таким образом, в рассматриваемом случае могут затрагиваться права и экономические интересы ООО "Европейская трубная компания".
Вместе с тем, поскольку вышеизложенные юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства судом первой инстанции не исследовались и не получили надлежащей оценки, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить вышеперечисленные вопросы, дать оценку данному договору во взаимосвязи со всеми заключенными конкурсным управляющим Лаврухиным В.И. договорами по реализации объектов недвижимости, включенных в конкурсную массу ОНО ОПХ "Черемушки", и с учетом полученных выводов принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 по делу N А09-1397/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об обороте сельхозземель организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь.
...
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 указано что, извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 сентября 2009 г. N Ф10-3893/09 по делу N А09-1397/2009