Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Солодовой Л.В. Егоровой С.Г. Толкачевой И.Ю. |
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика: |
Куштынова А.Е. - представителя (дов. N 2-2766 от 05.06.2010); Куштыновой Л.М. - представителя (дов. N 2-4016 от 11.07.2009); |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, г. Смоленск, на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по делу N А62-6195/2010,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ОГРН 1026701437212, г. Смоленск, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к индивидуальному предпринимателю Куштыновой Ирине Александровне (ИП Куштынова И.А.), ОГРНИП 306673115900041, г. Смоленск, о взыскании 140 495,78 рублей задолженности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N 67:27:001 39 25:0024 за период с 01.01.2009 по 30.09.2010 и 151 107,92 рублей пени за нарушение сроков внесения арендной платы по договору аренды земельного участка, начисленных за период с 31.03.2009 по 30.09.2010.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2011 (судья Ткаченко В.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011(судьи Можеева Е.И., Капустина Л.А., Мордасов Е.В.) указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 25.04.2011 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2011 отменить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ответчика просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ответчика, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, 09.06.2005 между муниципальным образованием "город Смоленск" (арендодатель) и ИП Куштыновой И.А (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N 67:27:001 39 25:0024, общей площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: г. Смоленск, в районе пересечения улиц Генерала Лукина и Полевой, для реконструкции и установки торгового павильона под магазин из легкосборных конструкций (л.д.12-15).
Согласно п. 2.1 названного договора размер арендной платы исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем издания постановления главы администрации города о предоставлении участка в аренду, независимо от месяца регистрации договора аренды и составляет с 01.01.2005 по 31.12.2005 - 16 207,38 руб. В дальнейшем арендная плата устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор и доводится до сведения арендатора путем опубликования в прессе.
В соответствии с п. 2.2 договора арендная плата рассчитывается по следующей формуле: АП=П х Дс х Бк, где П - площадь предоставленного земельного участка, Дс - дифференцированная ставка земельного налога; Бк - базовый коэффициент вида деятельности.
Пунктом 2.3 договора аренды от 09.06.2005 предусмотрено внесение арендатором платы за пользование земельным участком на расчетный счет арендодателя ежеквартально равными частями, до 1-го числа следующего квартала, за четвертый квартал - не позднее 25 декабря текущего года.
Областным законом Смоленской области N 1-З от 08.02.2007 было установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области (л.д.35).
Постановлением администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (л.д.36-39).
Ссылаясь на то, что ИП Куштынова И.А. обязательства по договору аренды от 09.06.2005 исполняла ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 31.03.2009 по 30.09.2010, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В п. 2.1 договора аренды от 09.06.2005 стороны установили размер арендной платы за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в сумме 16 207,38 руб., а также предусмотрели, что в дальнейшем арендная плата устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений договор и доводится до сведения арендатором путем опубликования в прессе.
Постановлением администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области (л.д.106-107).
Согласно п. 2 названного Положения размер арендной платы определяется по формуле : Ап = Скадастр x Sуч x Сап x m / 12 x К, где: Ап - размер арендной платы (рублей); Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв.м); Sуч - площадь земельного участка (или его части), являющегося предметом договора аренды (кв. м); Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области или нормативным правовым актом Администрации Смоленской области в соответствии с этим Положением (процентов от кадастровой стоимости земельного участка); m - количество месяцев аренды; К - понижающий коэффициент.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей в спорный период времени, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В силу п. 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области в виде таблицы по 15 видам разрешенного использования. При этом спорный земельный участок учтен в перечне земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 1 934,25 руб. за кв.м.
04.11.2008 указанное постановление Администрации Смоленской области было опубликовано в газете "Смоленская газета" N 84 (л.д.84-86) и вступило в силу с 01.01.2009.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в рассматриваемом случае размер арендной платы по договору аренды от 09.06.2005 следует определять исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, составляющего 1 934,25 руб. за кв.м, установленного действующим до настоящего времени постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалы дела представлены доказательства внесения ИП Куштыновой И.А. арендной платы по договору аренды от 09.06.2005 за спорный период в полном объеме с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 1 934,25 руб. за кв.м, суды пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области не подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете размера арендной платы следовало исходить из сведений, содержащихся в кадастровой выписке от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473 (л.д.71-72), согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 4 125,59 руб. за 1 кв.м, был известен судам первой и апелляционной инстанций, оценивался ими и обоснованно отклонен на том основании, что в силу ст. 66 Земельного кодекса РФ определяющее значение для установления размера арендной платы имеет средний показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный органам исполнительной власти субъектов РФ. Кадастровая выписка от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473 актом органа исполнительной власти субъекта РФ - Смоленской области не является.
По аналогичному основанию подлежит отклонению и ссылка истца на письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 13.04.2011.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по делу N А62-6195/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"04.11.2008 указанное постановление Администрации Смоленской области было опубликовано в газете "Смоленская газета" N 84 ... и вступило в силу с 01.01.2009.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в рассматриваемом случае размер арендной платы по договору аренды от 09.06.2005 следует определять исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, составляющего ... за ... , установленного действующим до настоящего времени постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете размера арендной платы следовало исходить из сведений, содержащихся в кадастровой выписке от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473 ... , согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет ... за ... , был известен судам первой и апелляционной инстанций, оценивался ими и обоснованно отклонен на том основании, что в силу ст. 66 Земельного кодекса РФ определяющее значение для установления размера арендной платы имеет средний показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный органам исполнительной власти субъектов РФ. Кадастровая выписка от 22.10.2009 N 6727/213/09-52473 актом органа исполнительной власти субъекта РФ - Смоленской области не является."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2011 г. N Ф10-4564/11 по делу N А62-6195/2010