См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2009 г. N А48-4009/08-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя
от Администрации Залегощенского района Орловской области
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Агропроммехмонтаж" Бурханского С.Е. на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2009 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 (судьи Миронцева Н.Д., Сергуткина В.А., Семенюта Е.А.) по делу N А48-4009/08-15,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агропроммехмонтаж" в лице конкурсного управляющего Бурханского С.Е. (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к администрации Залегощенского района Орловской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 14.01.2008 N 11 "О возврате земель ООО "Агропроммехмонтаж", и с требованием обязать администрацию вернуть земельный участок площадью 389,43 га, кадастровый номер 57:14:000 00 00:0044, расположенный по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Верхнескворченский сельсовет, в пользование ООО "Агропроммехмонтаж" посредством заключения договора аренды земельного участка на 49 лет (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 05.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество в лице конкурсного управляющего Бурханского С.Е. просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Залегощенского района Орловской области от 27.10.2000 N 266 из земель спецфонда района в аренду ООО "Агропроммехмонтаж" был выделен земельный участок площадью 101 га пашни, расположенный на территории Верхнескворченской сельской администрации, вблизи н.п. Алексеевка.
На основании постановления главы администрации Залегощенского района от 04.11.2004 N 299 заявителю из земель фонда перераспределения выделен земельный участок площадью 288,7 га (в том числе пашни 287,3 га) расположенный на территории Верхнескворченского сельсовета в районе н.п. Алексеевка, в аренду сроком на 49 лет.
4 декабря 2007 года директор ООО "Агропроммехмонтаж" обратился к главе администрации Залегощенского района с заявлением о присоединении земельного участка из земель фонда перераспределения района, расположенный по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Верхнескворченский сельсовет вблизи н.п. Алексеевка, общей площадью 389,43 га, в том числе пашни-384,7 га, сенокосы-4,3 га, прочие угодья-0,43 га, к крестьянско-фермерскому хозяйству Чуриловой Н.Д. для ведения подсобного сельского хозяйства, указав, что Общество не будет развиваться в сельскохозяйственном направлении.
Постановлением главы администрации Залегощенского района Орловской области от 14.01.2008 N 11 решено указанный земельный участок возвратить в фонд перераспределения района. Согласно пункту 2 оспариваемого акта данный земельный участок предоставлен в аренду крестьянскому хозяйству в лице главы Чуриловой Н.Д.
Вместе с тем, 17 декабря 2007 года решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3654/07-20б ООО "Агропроммехмонтаж" признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Бурханский С.Е.
Конкурсным управляющим главе администрации Залегощенского района Орловской области и руководителю комитета по земельным ресурсам администрации Залегощенского района Орловской области направлены уведомления об открытии конкурсного производства в отношении ООО "Агропроммехмонтаж" от 31.12.2007 N 5 и от 03.01.2008 N 8 с просьбой о предоставлении информации о земельных участках, объектах недвижимости, находящихся в собственности, аренде ООО "Агропроммехмонтаж".
Письмом от 28.03.2008 глава администрации Залегощенского района уведомил конкурсного управляющего о том, что земельный участок ООО "Агропроммехмонтаж" возвращен в фонд перераспределения района, в подтверждение чему представил копию постановления от 14.01.2008 N 11 "О возврате земель ООО "Агропроммехмонтаж".
Считая указанное постановление Администрации незаконным, конкурсный управляющий Общества оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности и пропуска процессуальный срок на обжалование данного ненормативного акта.
Указанная позиция суда первой инстанции поддержана апелляционным судом.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений п. 1 ст. 34, п.п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и учитывая представленные материалы дела, суд пришел к выводу, что при вынесении спорного постановления Администрация действовала в нарушение требований действующего законодательства, однако, заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Как установлено судом, на кадастровый учет вышеуказанные земельные участки поставлены не были, договоры аренды не заключались и не прошли государственную регистрацию в нарушение ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 25 Земельного кодекса РФ.
Доказательств внесения арендной платы за спорный земельный участок ООО "Агропроммехмонтаж" и фактического его использования заявителем не представлено.
Согласно постановлению администрации от 17.04.2008 N 106 земельный участок площадью 389,43 га предоставлен в аренду К(Ф)Х Чуриловой Н.Д. сроком на пять лет, и на его основе заключен договор аренды земельного участка от 18.04.2008.
На основании п. 3 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Доказательств того, что названные постановление и договор аренды конкурсным управляющим оспорены, в материалы дела не представлено. В связи с чем арбитражный суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требования об обязании администрации Залегощенского района Орловской области вернуть земельный участок площадью 389,43 га, кадастровый номер 57:14:000 00 00:0044, расположенный по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Верхнескворченский сельсовет, в пользование ООО "Агропроммехмонтаж" посредством заключения договора аренды земельного участка на 49 лет.
Кроме того, судом принято во внимание, что оспариваемое постановление принято администрацией 14.01.2008, конкурсному управляющему о нем стало известно 14.04.2008, однако, с требованием о признании его недействительным конкурсный управляющий обратился в суд 02.10.2008.
Заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока документально не подтверждено.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу правовой позиции, высказанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Поскольку отсутствуют уважительные причины к восстановлению срока на обжалование постановления администрации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2006 N 9316/05 и от 19.04.2006 N 16228/05.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судами не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче в суд округа кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу N А48-4009/08-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Агропроммехмонтаж" 1000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 3 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
...
Поскольку отсутствуют уважительные причины к восстановлению срока на обжалование постановления администрации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2006 N 9316/05 и от 19.04.2006 N 16228/05.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2009 г. N Ф10-5127/09 по делу N А48-4009/08-15