См. также постановление ФАС ЦО от 21 сентября 2009 г. N Ф10-3893/09 по делу N А09-1397/2009 и определение ФАС ЦО от 25 августа 2009 г. N А09-1394/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей: |
Смолко С.И. |
|
Кожемяко А.С. |
при участии в заседании: |
|
Истец: от Общества с ограниченной ответственностью "Европейская трубная компания" |
Желакович А.С. - представитель (дов. от 05.08.2009 б/н); |
Ответчик: от ОНО ОПХ "Черемушки" |
Светлицкий Е.А. - представитель (дов. от 01.10.2008 б/н); |
от Общества с ограниченной ответственностью "Русский капитал" |
Ермакова Ю.А. - представитель (дов. от 09.01.2009 N 1); |
Третье лицо: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области |
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Европейская трубная компания" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.04.2009 (судья Садова К.Б.) по делу N А09-1394/2009
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Европейская Трубная Компания" (далее - ООО "Европейская Трубная Компания") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Черемушки" государственного научного учреждения Брянской опытной станции по картофелю государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ОНО ОПХ "Черемушки"), обществу с ограниченной ответственностью "Русский капитал" (далее - ООО "Русский капитал") о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи, заключенного между ответчиками 16.10.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области (далее - ТУ ФАУГИ по Брянской области).
Решением суда от 06.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ТУ ФАУГИ по Брянской области судебное заседание суда кассационной инстанции не явился.
ТУ ФАУГИ по Брянской области ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя не заявило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей сторон, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.04.2008 по делу N А09-2617/2007 ОНО ОПХ "Черемушки" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении организации открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Лаврухина В.И.
В ходе конкурсного производства, 16.10.2008 года между ОНО ОПХ "Черемушки" (продавец) и ООО "Русский капитал" (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимости (далее - Договор), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить здание склада сена, назначение нежилое, общей площадью 293,8 кв. м, одноэтажное (подземных этажей - 0), инвентарный номер 206/07/08:1000/А, литер А, кадастровый (или условный) номер 32-32-02/012/2008-386, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, село Дарковичи, на земельном участке площадью 6 000 000 (Шесть миллионов) кв. м., участок N 3 ГУП ОНО ОПХ "Черемушки" с кадастровым номером 32:02:400102:21, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Стоимость отчуждаемого объекта недвижимости определена на основании отчета N 0486-1 по определению рыночной стоимости здания склада для сена, выполненного ООО СП "Служба исследований и бизнеса" и заключения государственного финансового контрольного органа, выданного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области N 05-3825 от 08.10.2008 года и составила 28 000 руб. (п. 2.1. Договора).
16 октября 2008 года объект, являющийся предметом договора, передан покупателю по акту передачи недвижимости, а позднее в установленном законом порядке приобретателем был зарегистрирован переход права собственности на спорный объект недвижимости.
Полагая, что оспариваемый договор купли - продажи заключен с нарушением норм Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), ООО "Европейская Трубная Компания" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соблюдения конкурсным управляющим предусмотренной Законом N 127-ФЗ процедуры продажи спорного имущества, а также из того, что ООО "Европейская трубная компания" не является заинтересованным лицом, обладающим правом на подачу настоящего иска.
Кассационная инстанция полагает вышеизложенные выводы суда ошибочными ввиду следующего.
В рассматриваемом случае правоотношения сторон регламентируются положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 139 указанного закона, действовавшего в период заключения оспариваемой сделки, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Исключение из общих правил реализации имущества должника установлено в п. 6 ст. 111 Закона N 127-ФЗ, предусматривающее возможность продажи части имущества должника балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее чем сто тысяч рублей, в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.
Между тем, как следует из материалов дела, реализации в порядке п. 6 ст. 111 Закона N 127-ФЗ подверглось все недвижимое имущество должника в количестве восьми объектов, в связи с чем, указанная норма закона не подлежала применению судом.
При этом, приходя к выводу об отсутствии необходимости реализации имущества ОНО ОПХ "Черемушки" на открытых торгах, суд сослался на утвержденный 12.08.2008 собранием кредиторов должника порядок реализации имущества предприятия - должника, предусматривающий продажу отдельного имущества должника (непрофильных активов) балансовой стоимостью менее 100 000 руб. по цене, определенной независимым оценщиком, согласованный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области без проведения аукциона по прямым сделкам.
Вместе с тем, как следует из содержания названного документа повестка дня собрания кредиторов ОНО ОПХ "Черемушки" от 12.08.2008 включала два вопроса:
- утверждение отчета конкурсного управляющего;
- рассмотрение вопроса о погашении требований кредиторов в соответствии ст. 125 Закона N 127-ФЗ.
Иных вопросов в повестку дня включено не было и голосования по ним не осуществлялось.
Таким образом, собрание кредиторов не утверждало порядок реализации спорного недвижимого имущества должника, минуя процедуру открытых торгов.
Кроме того, при обсуждении первого вопроса повестки дня конкурсным управляющим было доведено до сведения собрания кредиторов, что в составе имущества ОНО ОПХ "Черемушки" выявлено право бессрочного постоянного пользования землей сельскохозяйственного назначения площадью 6 261 га, в связи с чем в ФАУФИ Брянской области направлено заявление о заключении долгосрочных договоров аренды земельных участков.
Конкурсным управляющим проводится техническая инвентаризация выявленных объектов недвижимого имущества: заказаны технические и кадастровые паспорта, подготовлены документы для оценки рыночной стоимости.
Процедура инвентаризации имущества ОНО ОПХ "Черемушки" и формирования конкурсной массы должника в полном объеме еще не завершена. Техническая инвентаризация с оценкой рыночной стоимости выявленного имущества ОНО ОПХ "Черемушки" конкурсным управляющим также в полном объеме еще не осуществлена.
Из указанного следует, что на дату проведения собрания кредиторы не обладали сведениями о составе и стоимости спорного недвижимого имущества и, как следствие, не могли принимать решение о возможности его реализации без торгов по прямым договорам.
Более того, в ходе судебного заседания суда кассационной инстанции представителем организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Черемушки" государственного научного учреждения Брянской опытной станции по картофелю государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук было заявлено, что ОНО ОПХ "Черемушки" является сельскохозяйственной организацией, а в результате реализации спорного имущества к приобретателю перешло право и на соответствующие земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые спорными объектами недвижимости.
В силу п. 1 ст. 177 Закона N 127-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Однако суд не истребовал для исследования и не дал оценки учредительным документам ОНО ОПХ "Черемушки" и иным документам, в том числе правоустанавливающим документам на земельные участки, под спорными объектами недвижимости, позволяющим выяснить возможность отнесения должника к категории сельскохозяйственных организаций.
Порядок банкротства сельскохозяйственных организаций установлен § 3 Закона N 127-ФЗ.
В силу требований пункта 3 статьи 179 названного закона при продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 179 Закона N 127-ФЗ установлено при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.
В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Системное толкование названных положений Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что намерение смежных землепользователей воспользоваться своим преимущественным правом не исключает необходимости проведения конкурсным управляющим первых публичных торгов по продаже всего имущественного комплекса должника.
По общему смыслу законодательства о несостоятельности публичные торги являются оптимальным способом продажи имущества должника. Благодаря используемым принципам определения покупателя имущества названная процедура не только создает равные условия участия всех претендентов в покупке имущества должника, но и отвечает интересам кредиторов в деле о банкротстве.
Из приведенных норм права следует, что арбитражный управляющий после проведения публичных торгов по продаже предприятия должника обязан предложить лицам с преимущественным правом выкупить его по цене, сформированной на этих торгах.
Заявления таких лиц о намерении воспользоваться своим преимущественным правом и приобрести имущественный комплекс должника по предложенной цене могут быть направлены арбитражному управляющему в течение месяца.
При поступлении к арбитражному управляющему заявлений от нескольких таких лиц определение покупателя предприятия должника производится в рамках конкурсных процедур с их непосредственным участием. В этой ситуации предпочтение следует отдавать тому субъекту преимущественного права, который предложит приобрести имущественный комплекс должника по наибольшей стоимости исходя из цены, сформированной в результате проведения публичных торгов.
Приведенная правовая позиция согласуется с высказанным в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2009 N 1989/09 мнением по аналогичному вопросу.
Таким образом, применительно к настоящему спору, реализация здания склада сена должна была производиться в рамках продажи предприятия должника (имущественного комплекса) на открытых торгах с соблюдением преимущественного права смежных землепользователей на приобретение названного имущества.
Суд кассационной инстанции также полагает необходимым отметить, что в силу нормы п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления лиц, обладающих преимущественным правом на приобретение предприятия должника, арбитражный управляющий обязан осуществить реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, то есть через процедуру открытых торгов.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь.
Законный интерес потенциального участника торгов состоит в том, чтобы иметь равную с другими претендентами возможность принимать участие в публичных торгах. В случае ненадлежащего извещения о публичных торгах этот интерес нарушается.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 также разъяснено что, извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
Ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах является нарушением, достаточным для признания их недействительными.
В этой связи не проведение открытых торгов по продаже имущества должника, в случаях, установленных законом, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных участников, намеревающихся приобрести выставленное на торги имущество.
В рассматриваемом случае ООО "Европейская трубная компания" в случае объявления аукциона по продаже имущественного комплекса ОНО ОПХ "Черемушки" могла иметь возможность для участия в торгах и приобретения спорного недвижимого имущества в собственность.
С учетом изложенного, отчуждение спорного имущества по оспариваемой сделке без проведения торгов может затрагивать права и экономические интересы ООО "Европейская трубная компания".
Вместе с тем, поскольку вышеизложенные юридически значимые для правильного рассмотрения спора обстоятельства судом первой инстанции не исследовались и не получили надлежащей оценки, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить вышеперечисленные вопросы и с учетом полученных выводов принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 06.04.2009 по делу N А09-1394/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенная правовая позиция согласуется с высказанным в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2009 N 1989/09 мнением по аналогичному вопросу.
Таким образом, применительно к настоящему спору, реализация здания склада сена должна была производиться в рамках продажи предприятия должника (имущественного комплекса) на открытых торгах с соблюдением преимущественного права смежных землепользователей на приобретение названного имущества.
Суд кассационной инстанции также полагает необходимым отметить, что в силу нормы п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления лиц, обладающих преимущественным правом на приобретение предприятия должника, арбитражный управляющий обязан осуществить реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, то есть через процедуру открытых торгов.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь.
...
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 также разъяснено что, извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2009 г. N Ф10-3894/09 по делу N А09-1394/2009