Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 октября 2004 г. N КА-А40/9204-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец-Лидер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу города Москвы от 18.06.2002 N 89 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2001 года в размере 61002 руб. Общество также просило обязать налоговый орган возместить из бюджета НДС в указанном размере, взыскать с Инспекции в пользу налогоплательщика проценты за просрочку возмещения НДС в сумме 21861,45 руб.
Решением суда от 01.06.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку Общество представило налоговую декларацию и полный пакет документов в порядке ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в спорный период.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, так как по договору поставки таможенное оформление ГТД производилось не по юридическому адресу налогоплательщика, а на таможенном посту "Зеленоградская таможня", в связи с чем у Общество должно было представить открепительные документы. Однако в нарушение приказа ГТК России N 90 от 19.03.1992 "О местах таможенного оформления товаров", распоряжения ГТК России N 01-14/894 от 17.08.1998, ст. 127 ТК РФ названные документы представлены не были. Кроме того, Инспекция считает неправомерными требования о возмещении процентов, поскольку согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются налоговым органом, обязанности Инспекции же по возмещению процентов названной нормой не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом 09.01.2002 в налоговый орган представлены налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2001 и полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
По результатам камеральной проверки представленных документов Инспекцией вынесено решение от 18.06.2002, которым налогоплательщику отказано в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов за июль 2001 года.
Считая отказ налогового органа неправомерным Общество оспорило его в судебном порядке.
Довод налогового органа том, что по договору поставки таможенное оформление ГТД производилось не по юридическому адресу налогоплательщика, а на таможенном посту "Зеленоградская таможня", в связи с чем у Общество должно было представить открепительные документы, однако в нарушение приказа ГТК России N 90 от 19.03.1992 "О местах таможенного оформления товаров", распоряжения ГТК России N 01-14/894 от 17.08.1998, ст. 127 ТК РФ названные документы представлены не были, не является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно ч. 1 ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
Пунктом 1 приказа ГТК РФ от 19.03.1992 N 90 "О местах таможенного оформления товаров" установлено, что в целях упорядочения таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации таможенное оформление товаров, вывозимых из Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию, производится в таможнях, в зоне деятельности которых расположены соответственно отправители или получатели таких товаров. В случае нахождения производственных подразделений отправителя или получателя (филиалов, производственных участков на арендованной базе, совместных производств и т.п.) вне места расположения такого отправителя или получателя, таможенное оформление может осуществляться в таможне, в зоне деятельности которой находятся упомянутые производственные подразделения. Данный приказ согласно п. 7 вступил в действие с 1 мая 1992 года, то есть не действовал на момент осуществления экспорта товара и оформления соответствующих документов. В связи с чем ссылка налогового органа на него неправомерна.
В соответствии с п. 2 распоряжения ГТК РФ от 17.08.1998 N 01-14/894 начальники таможен вправе принимать решение о возможности проведения таможенного оформления товаров вне региона деятельности таможни, где находится юридический адрес получателя или отправителя, с учетом требований нормативных документов, указанных в п. 1 настоящего распоряжения, руководствуясь при этом рекомендациями, приведенными в приложении 1 к настоящему распоряжению.
В этом случае начальником таможни выдается разрешение о возможности проведения таможенного оформления товаров вне региона деятельности таможни.
Однако, требования о представлении копии такого разрешения либо иных документов в указанном случае в налоговый орган ни налоговое законодательство, ни Таможенный кодекс Российской Федерации, ни названные приказ и распоряжение ГТК не содержат, в связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает их нарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Не позднее последнего дня указанного срока, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 176 НК РФ не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.
Суд кассационной инстанции считает, что порядок начисления и возврата процентов аналогичен порядку возврата налога, и в данном случае обязанность Инспекции не только начислить, но и уплатить спорные проценты, вытекает из требований законодательства о налогах и сборах.
Исходя из буквального текста ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа по возврату как налога, так и процентов заключается в вынесении соответствующего решения Инспекции (заключения по форме 21). При этом Инспекция выносит такое решение в случае подтверждения налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, права на возмещение налога и процентов, что имеет место в данном случае.
Отсутствие такого решения налогового органа, лишает орган федерального казначейства основания для возврата соответствующих сумм налога и процентов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение от 01.06.2004 по делу N А40-16021/04-76-194 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2004 г. N КА-А40/9204-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании