8 декабря 2014 г. |
Дело N А68-728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2014 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
при участии в заседании:
от МУП "Экотехпро" 301320, Тульская обл., г.Венев, ул.К.Маркса, д.26 ОГРН 1067147018377
от Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития 301321, Тульская обл., г.Венев, ул.Стационная, д.21а, стр.1 ОГРН 1027101588381
от МИФНС России N 8 по Тульской области 3011300, Тульская обл., п.Ленинский, ул.Терешковой, д.4 ОГРН 1047103030006 |
Жданова А.В. - председатель ликвидационной комиссии, пост. 18.04.14г. N 629
не явились, извещены надлежаще
Никитина К.А. - представитель, дов. от 03.04.14г. N 05-09/03066
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.14г. (судьи Н.В.Ерёмичева, Н.В.Заикина, К.А.Федин) по делу N А68-728/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Веневский район "Экотехпро" (далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными требований МИФНС России N 8 по Тульской области (далее - налоговый орган) об уплате налога от 10.04.13г. N 6329, от 01.07.13г. N 7738, от 28.09.13г. N 11364, решений о взыскании задолженности за счет денежных средств со счетов Предприятия в банках от 28.05.13г. N 11886, от 14.08.13г. N 16280, решения от 18.12.13г. N 691 о взыскании задолженности за счет имущества, а также о признании не подлежащим исполнению принятого во исполнение данного решения постановления о взыскании задолженности за счет имущества по ст.47 НК РФ (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) (дело N А68-11949/2013).
Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития (далее по тексту - Фонд) обратился в суд с заявлением о признании недействительными требований тех же ненормативных правовых актов налогового органа (дело N А68-728/2014).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 26.02.14г. указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер N А68-728/2014.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.14г. заявление Предприятия удовлетворено частично: признаны недействительными требование от 28.09.13г. N 11364, решение от 14.08.13г. N 16280, решение от 18.12.13г. N 691, а также признано не подлежащим исполнению постановление о взыскании задолженности за счет имущества, принятое во исполнение решения от 18.12.13г. N 691; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заявление Фонда удовлетворено в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.14г. решение суда отменено в части удовлетворения заявлений Предприятия и Фонда о признании недействительными оспариваемых требований - от 10.04.13г. N 6329, от 01.07.13г. N 7738, от 28.09.13г. N 11364, с принятием нового решения от отказе в удовлетворении заявление Предприятия и Фонда в этой части; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Предприятия, поддержавшего доводы жалобы, представителя налогового органа, поддержавшего доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, постановлением Администрации муниципального образования Веневский район от 14.05.12г. N 783 принято решение о ликвидации Предприятия, о чем 24.05.12г. регистрирующим органом (МИФНС России N 10 по Тульской области) была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Сообщение о принятом решении о ликвидации было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 22.08.12г. N 33 (391), в котором указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 301320, Тульская область, Веневский р-н, г. Венев, ул. Карла Маркса, 26.
Налоговым органом в адрес ликвидационной комиссии Предприятия были направлены оспариваемые требования.
Удовлетворяя заявления в части признания данных требований недействительными, суд первой инстанции посчитал, что они не соответствуют требованиям ст.49 НК РФ и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов Предприятия.
Отменяя решение суда в этой части и отказывая в признании требований недействительными, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации, поскольку само требование (ст.69 НК РФ) мерой принудительного взыскания, предусмотренной ст.ст.46, 47 НК РФ не является. Налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.
При этом понятие "требование", регламентированное Налоговым кодексом РФ, не тождественно понятию "требование кредитора", употребляемому в ст.63, 64, 855 ГК РФ, поскольку в первом случае подразумевается документ установленной формы, а во втором - материально-правовое притязание кредитора к должнику.
В случае отказа ликвидационной комиссии в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования налоговый орган, в соответствии с п.4 ст.64 ГК РФ, вправе обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации юридического лица.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что положения ст.49 НК РФ не исключают предусмотренного п.3 ст.46 Кодекса права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
Поскольку требование об уплате налога само по себе не является исполнительным документом, на основании которого производиться взыскание суммы задолженности, а указанный в требовании срок для его добровольного исполнения является датой, с которой исчисляется срок давности взыскания налога в судебном порядке, налоговый орган в целях последующего взыскания задолженности правомерно направил в адрес ликвидационной комиссии Предприятия оспариваемые требования. Их направление не нарушает права других кредиторов Предприятия и не влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований.
Доводы кассационной жалобы Фонда основаны на ошибочном толковании примененных судом апелляционной инстанции норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2014 года по делу N А68-728/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации, поскольку само требование (ст.69 НК РФ) мерой принудительного взыскания, предусмотренной ст.ст.46, 47 НК РФ не является. Налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.
При этом понятие "требование", регламентированное Налоговым кодексом РФ, не тождественно понятию "требование кредитора", употребляемому в ст.63, 64, 855 ГК РФ, поскольку в первом случае подразумевается документ установленной формы, а во втором - материально-правовое притязание кредитора к должнику.
В случае отказа ликвидационной комиссии в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования налоговый орган, в соответствии с п.4 ст.64 ГК РФ, вправе обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации юридического лица.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что положения ст.49 НК РФ не исключают предусмотренного п.3 ст.46 Кодекса права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 декабря 2014 г. N Ф10-3989/14 по делу N А68-728/2014