См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2011 г. N Ф10-3607/11 по делу N А48-771/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Леоновой Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от ИП Латышева Б.В. 302028, г. Орел, ул. Тургенева, д. 23, кв. 109 ОГРНИП 304575310500046 |
Евстафьева М.В. - представителя, дов. от 05.04.2011 б/н |
от ИФНС России по Советскому району г. Орла 302028, г. Орел, Бульвар Победы, д. 6 |
Костиной И.А. - представителя, дов. от 24.06.2011 N 22; Полухиной Т.В. - представителя, дов. от 05.12.2001 N 37; Архиповой Л.А. - представителя, дов. от 06.04.2011 N 12 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы ИП Латышева Б.В. и ИФНС России по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А48-771/2011
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Латышев Борис Викторович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Орла (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2010 N 48 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области от 14.02.2011 N 24 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011 заявление Предпринимателя удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции от 09.12.2010 N 48 в части привлечения Предпринимателя к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 10 839 руб. отменено. В удовлетворении требований в указанной части ИП Латышеву Б.В. отказано.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить, оставив в силе по настоящему делу решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011.
В своей кассационной жалобе Инспекция просит кассационную коллегию отменить состоявшиеся по делу решение и постановление в части удовлетворения требований ИП Латышева Б.В. как вынесенные с нарушением норм материального права, отказав Предпринимателю в удовлетворении требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу налогового органа Предприниматель просит суд отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела, представленными доказательствами и положениями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция полагает необходимым отменить Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011, оставив в силе по настоящему делу решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП Латышева Б.В. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2007 по 31.05.2009, в ходе которой проверяющими установлен факт неуплаты НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 год на общую сумму 3 158 314 руб. в связи с неисполнением ИП Латышевым Б.В. обязанности налогового агента по уплате НДС со сделок по реализации имущества должников ООО "Агрофирма Краснорябинская", ООО "Нива-Сервис" и ОАО "Сыродельный комбинат "Орловский", конкурсным управляющих которых он являлся.
По результатам проверки составлен акт от 29.10.2010 N 57 и вынесено решение от 09.12.2010 N 48 о привлечении ИП Латышева Б.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением Предпринимателю начислен штраф по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 года в размере 947 647 руб., по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление в установленный срок сумм НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 года в размере 631 663 руб. Кроме того, ИП Латышеву Б.В. предложено уплатить НДС в сумме 3 158 314 руб., а также пени по состоянию на 09.12.2010 в сумме 360 179, 74 руб.
Решением УФНС России по Орловской области от 14.02.2011 N 24 резолютивная часть решения Инспекции от 09.12.2010 N 48 изменена в части: привлечения Предпринимателя к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 года в виде штрафа в размере 947 647 руб.; по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление в установленный срок сумм НДС за 3 квартал 2009 года в виде штрафа в размере 72 157 руб.; начисления пени за неуплату НДС в сумме 41 249, 86 руб.; предложения уплатить НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 360 786 руб.
В части привлечения ИП Латышева Б.В. к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление в установленный срок сумм НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 год в виде штрафа в сумме 559 506 руб., начисления пени по состоянию на 09.12.2010 в сумме 318 929 руб. и предложения уплатить НДС в общей сумме 2 797 528 руб. рассматриваемое решение Инспекции оставлено вышестоящим налоговым органом без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 09.12.2010 N 48 в редакции решения УФНС России по Орловской области от 14.02.2011 N 24 является незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что поскольку реализация имущества организаций-должников (ООО "Агрофирма Краснорябинская", ООО "Нива-Сервис" и ОАО "Сыродельный комбинат "Орловский") осуществлялась конкурсным управляющим от имени этих организаций, а не от имени индивидуального предпринимателя, статусом которого обладает заявитель, ИП Латышев Б.В. не является налоговым агентом по НДС в смысле п. 4 ст. 161 НК РФ, в связи с чем начисление Предпринимателю НДС за 1, 3 и 4 кварталы 2009 года, пени и привлечение его к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ является неправомерным.
Частично отменяя решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011, апелляционная коллегия исходила из того, что по смыслу п. 4 ст. 161 (в редакции федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ), п. 4 ст. 173 НК РФ НДС с операции по реализации имущества должника должен быть уплачен в бюджет организацией, индивидуальным предпринимателем, проводившими торги, поскольку налоговым агентом в данном случае выступает организатор торгов, а не организация - банкрот (должник).
По мнению суда апелляционной инстанции, спорная сумма НДС не входит в стоимость реализованного на торгах имущества и по своей природе не относится к конкурсной массе, данная сумма должна быть исключена из стоимости реализованного имущества, подлежащей распределению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
На основании изложенного, с учетом требований вышеназванных норм налогового законодательства апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что ИП Латышев Б.В. по сделкам реализации имущества должников на торгах обязан был перечислить НДС в бюджет.
Кассационная коллегия не может согласиться с указанным выводом Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Исходя из п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника и иных органов управления.
Судом установлено, что определениями Арбитражного суда Орловской области, соответственно, от 04.06.2007 по делу N А48-1876/07-166 о банкротстве ООО "Агрофирма Краснорябинская", от 27.05.2008 по делу N А48-1444/08-206 о банкротстве ООО "Нива-Сервис", от 14.08.2006 по делу N А48-685/08-166 о банкротстве ОАО "Сыродельный комбинат "Орловский", ИП Латышев Б.В. был утвержден конкурсным управляющим вышеуказанных организаций - должников.
Статьей 139 Закона о банкротстве определен порядок продажи имущества должника.
В частности, в ней установлена обязанность конкурсного управляющего представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса.
В качестве организатора торгов может выступать конкурсный управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.
Организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже имущества, принимает заявки на участие в торгах, заключает с заявителями договоры о задатке, определяет участников торгов, осуществляет проведение торгов, определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов (ст.ст. 110, 111 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, по смыслу ст.ст. 2, 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий свои обязанности, в т.ч. по реализации имущества с торгов, выполняет от имени должника, получая за это вознаграждение, которое, по смыслу ст. 23 ГК РФ, является доходом от осуществляемой им предпринимательской деятельности. При этом средства от продажи имущества поступают на расчетные счета должников и включаются в состав конкурсной массы.
Исходя из положений ст. 163, п. 4 ст. 166 НК РФ налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 названного Кодекса.
При этом согласно абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требование об уплате НДС относится к четвертой очереди текущих требований.
Таким образом, при продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками НДС, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму НДС и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о наличии у ИП Латышева Б.В. как налогового агента обязанности по перечислению в бюджет НДС с реализации на торгах имущества организаций-должников является ошибочным, а решение Инспекции от 09.12.2010 N 48, в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области от 14.02.2011 N 24, незаконным.
Учитывая, что Арбитражный суд Орловской области подробно исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе по настоящему делу решение суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу N А48-771/2011 отменить, оставив силе по настоящему делу решение Арбитражного суда Орловской области от 30.05.2011.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже имущества, принимает заявки на участие в торгах, заключает с заявителями договоры о задатке, определяет участников торгов, осуществляет проведение торгов, определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов (ст.ст. 110, 111 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, по смыслу ст.ст. 2, 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий свои обязанности, в т.ч. по реализации имущества с торгов, выполняет от имени должника, получая за это вознаграждение, которое, по смыслу ст. 23 ГК РФ, является доходом от осуществляемой им предпринимательской деятельности. При этом средства от продажи имущества поступают на расчетные счета должников и включаются в состав конкурсной массы.
Исходя из положений ст. 163, п. 4 ст. 166 НК РФ налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 названного Кодекса.
При этом согласно абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требование об уплате НДС относится к четвертой очереди текущих требований.
Таким образом, при продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками НДС, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму НДС и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2011 г. N Ф10-3607/11 по делу N А48-771/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3607/11
10.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3607/11
17.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2444/11
07.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2444/11
30.05.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-771/11