Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Смолко С.И. Солодовой Л.В. |
от истца |
представитель не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика |
Зубакиной И.А. - представителя (доверенность N 2-но-4/12 от 11.01.2012); |
от третьих лиц |
представители не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А64-4084/2011,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", ОГРН 1037724007276, в лице филиала Управление Федеральной почтовой связи Тамбовской области (далее - ФГУП "Почта России", ), г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова, г. Тамбов, о признании права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на объект недвижимости - ОПС 22 (нежилые помещения N 1-17) общей площадью 220,2 кв.м., расположенное на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. И.Франко, 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 (судья Белоусов И.И.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 (судьи Федоров В.И., Сухова И.Б., Поротиков А.И.), исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов, изложенных в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, администрация города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Тамбова обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая положения ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 22-е отделение почтовой связи Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области занимает нежилые помещения N 1-17 общей площадью 220,2 кв.м., расположенные на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. И.Франко, 6.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану указанное помещение изначально предназначалось для размещения отделения почтовой связи.
Данное обстоятельство подтверждается также решением Тамбовского городского Совета народных депутатов N 883 от 30.12.1988.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 1.11 Устава ФГУП "Почта России" в целях обеспечения оказания услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации и для создания почтовой инфраструктуры в субъектах Российской Федерации создан филиал предприятия "Почта России" - Управление Федеральной почтовой связи Тамбовской области.
Распоряжением Министерства имущества Российской Федерации N 1006-р и распоряжением Министерства связи Российской Федерации N ЛР-П5-1511 от 01.03.2004 утвержден Перечень государственных учреждений - Управлений Федеральной почтовой связи (ГУ УФПС), федеральное имущество которых подлежало передаче Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", в том числе Управление федеральной почтовой связи по Тамбовской области.
10.05.2001 зарегистрировано право собственности МО - город Тамбов на нежилое помещение N 104 общей площадью 224, кв.м., расположенные на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. И.Франко, 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии РП N 114997.
При этом в качестве основания такой регистрации указана выписка из реестра муниципального имущества г. Тамбова от 01.04.2001.
Ссылаясь на то, что спорное помещение с 1988 года и до настоящего времени находится в пользовании предприятия почтовой связи и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 6 раздела 4 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 3 ст. 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций Федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
При этом в соответствии со статьей 2 указанного федерального закона к средствам почтовой связи относятся, в частности, нежилые помещения, используемые для оказания услуг почтовой связи.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на момент законодательного разграничения государственной собственности спорный объект находился во владении и пользовании отделения почтовой связи, что подтверждается решением Тамбовского городского Совета народных депутатов N 883 от 30.12.1988.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорное нежилое помещение является объектом федеральной собственности как имущество учреждения федеральной почтовой связи, независимо от того, на чьем балансе оно находится и от ведомственной подчиненности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечни объектов, относящихся к муниципальной собственности.
В то же время принудительное изъятие спорного имущества у собственника путем издания органом местного самоуправления акта о включении этого имущества в состав муниципальной собственности не допускается статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления не имел полномочий на передачу помещений предприятия связи в муниципальную собственность.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
С учетом материалов дела, указанных норм права и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что предъявление настоящего иска направлено на восстановление нарушенного вещного права - права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия, суды правомерно удовлетворили исковые требования истца в части признания за ним права хозяйственного ведения на спорное нежилое помещение.
Ссылка кассационной жалобы на наличие у заявителя свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорное помещение не имеет правового значения, поскольку на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 спорное помещение относится исключительно к федеральной собственности как предприятие почтовой связи и не могло быть передано в состав муниципальной собственности, так как право федеральной собственности и хозяйственного ведения истца на спорное помещение возникло в силу закона.
Доказательств, подтверждающих, что спорный объект в установленном порядке был изъят из федеральной собственности и передан в муниципальную собственность, в материалы дела не представлено.
Наличие между сторонами договора аренды также не имеет правового значения, поскольку, заключая названный договор, ответчик распорядился не принадлежащим ему имуществом, в связи с чем данная сделка является недействительной.
Обращаясь в суд округа с кассационной жалобой, администрация г. Тамбова ссылалась на то, что судами первой и апелляционной инстанций не принят во внимание тот факт, что часть площади спорного помещения использовалась ОАО "Центртелеком".
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, какую именно часть спорного помещения занимало ОАО "Центртелеком".
В то же время из свидетельства о государственной регистрации права серии РП N 114997 от 10.05.2001 следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности на все помещение площадью 224 кв.м., расположенное на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. И.Франко, 6. При этом назначение данного помещения указано как сервисное (почта).
В настоящее время спорное помещение полностью используется для осуществления услуг почтовой связи.
Следовательно, признание права хозяйственного ведения на указанное помещение за ФГУП "Почта России" не затрагивает прав и законных интересов администрации г. Тамбова, учитывая, что данное помещение является федеральной собственностью в силу закона.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, указав на то, что на заявленные требования законного владельца спорного имущества - ФГУП "Почта России", не соединенные с лишением владения, срок исковой давности в силу ст. 208 ГК РФ не распространяется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А64-4084/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
...
Ссылка кассационной жалобы на наличие у заявителя свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорное помещение не имеет правового значения, поскольку на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 спорное помещение относится исключительно к федеральной собственности как предприятие почтовой связи и не могло быть передано в состав муниципальной собственности, так как право федеральной собственности и хозяйственного ведения истца на спорное помещение возникло в силу закона.
...
В настоящее время спорное помещение полностью используется для осуществления услуг почтовой связи.
Следовательно, признание права хозяйственного ведения на указанное помещение за ФГУП "Почта России" не затрагивает прав и законных интересов администрации г. Тамбова, учитывая, что данное помещение является федеральной собственностью в силу закона.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, указав на то, что на заявленные требования законного владельца спорного имущества - ФГУП "Почта России", не соединенные с лишением владения, срок исковой давности в силу ст. 208 ГК РФ не распространяется."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2012 г. N Ф10-5245/11 по делу N А64-4084/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2742/12
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2742/12
19.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5245/11
28.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4660/11
15.07.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-4084/11