См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2012 г. N Ф10-5156/11 по делу N А23-908/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "Калугамебель плюс" (ОГРН 1024001430892; 248016, г. Калуга, ул. Складская, д. 6) |
Кругловой А.И. - представителя (доверен. от 03.05.2011 г. N 2, пост.), Бабаяна В.М. - представителя (доверен. от 17.08.2011 г. 40 АА 0339014, пост.), |
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (248000, г. Калуга, ул. Баженова, д. 2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 г. (судьи Полынкина Н.А., Еримичева Н.В., Игнашина Г.Д.) по делу N А23-908/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калугамебель плюс" (далее - ООО "Калугамебель плюс") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1212 кв. м. с кадастровым номером 40:26:000160:76, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, д. 6, изложенным в письме от 17.12.2010 г. N 7640.
Также заявитель просил суд принять решение об обязании Управления принять решение о предоставлении в собственность ООО "Калугамебель плюс" испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 29.06.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 г. названный судебный акт отменен. Заявленные требования ООО "Калугамебель плюс" удовлетворены.
Не согласившись с принятым постановление суда, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, оставив в силе решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей общества, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Калугамебель плюс" на основании договора купли-продажи, заключенного с ЗАО "Калужский авторемонтный завод" 02.02.2009 г., является собственником одноэтажного кирпичного здания - сушилки площадью 48, 5 кв.м. (строение 21), назначение - нежилое, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, д. 6.
Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 07.12.2009 г. 40-КЯ 584648).
27.05.2010 г. ООО "Калугамебель плюс" обратилось в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области с заявлением предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 212 кв. м. с кадастровым номером 40:26:000160:76, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, д. 6, ввиду нахождения на нем вышеуказанного объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности общества.
Письмом от 17.12.2010 г. N 7640 ТУ Росимущества в Калужской области отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, вернув предоставленные заявителем документы на доработку.
Не согласившись с указанными действиями ТУ Росимущества в Калужской области, считая их незаконными и нарушающими права заявителя, ООО "Калугамебель плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в представленных обществом в орган государственной власти документах на приобретение испрашиваемого им земельного участка имеются противоречия, связанные с количеством фактически находящихся на этом участке объектов недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 разъяснено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает права на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу вышеуказанных норм действующего законодательства покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и в оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области наделено полномочиями собственника по распоряжению спорным земельным участком.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, ООО "Калугамебель Плюс" к заявлению о приобретении прав на земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее ему на праве собственности, приложило все необходимые документы согласно вышеуказанному Перечню.
Испрашиваемый земельный участок был сформирован с целью эксплуатации принадлежащего ООО "Калугамебель Плюс" одноэтажного кирпичного здания - сушилки площадью 48, 5 кв.м.
К заявлению о приватизации спорного земельного участка заявителем был приложен кадастровый паспорт, подтверждающий, в том числе и размер этого участка, необходимый для размещения и эксплуатации объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу.
Действия и решения органа кадастрового учета, связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 40:26:000160:76, в установленном порядке незаконными не признаны.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии препятствий для приватизации спорного земельного участка, поскольку данный земельный участок не ограничен в обороте, а заявителем в установленном законом порядке подтверждены исключительное право на приватизацию земельного участка, а также площадь этого участка в размере 1 212 кв.м., необходимая для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу на праве собственности.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что Территориальное управление Росимущества в Калужской области неправомерно отказало заявителю в приятии решения о приватизации вышеназванного земельного участка являются обоснованными.
Для устранения нарушенных прав ООО "Калугамебель Плюс" суд обоснованно возложил на Территориальное управление Росимущества в Калужской области обязанность принять решение и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, так как полномочия по распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Калужской области, принадлежат указанному территориальному органу государственной власти.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 г. по делу N А23-908/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
...
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
...
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2012 г. N Ф10-5156/11 по делу N А23-908/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5156/11
03.07.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2767/12
30.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5156/11
07.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4013/11