Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 09.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от первого заместителя прокурора Брянской области (г. Брянск, бульвар Гагарина, 28, 241000) |
- Богдановой Н.С. - представителя (дов. от 10.02.2011 N 08/2011); |
от администрации г. Новозыбкова (Брянская область, г. Новозыбков, пл. Октябрьской революции, д. 2, 243020) главы города Новозыбкова (Брянская область, г. Новозыбков, пл. Октябрьской революции, д. 2, 243020) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу администрации города Новозыбкова на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2011 (судьи Грахольская И.Э., Гоманюк Н.С., Малюгов И.В.) по делу N А09-5595/2011,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Брянской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействующим постановления главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 (в редакции постановления главы Администрации города Новозыбкова от 25.05.2011 года N 421) в части пункта 1, подпункта 2 абзаца 1 пункта 2, подпунктов 1-3 абзаца второго пункта 2, пункта 4, пункта 5 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела в городе Новозыбкове; пункта 2 раздела 1 (в части "Благоустройство и содержание кладбищ осуществляется специализированной организацией), пункта 2 (в части "Захоронение производится на участке, отведенном специализированной службой, и на основании разрешения на захоронение, выданного этой службой"), пункта 7 раздела 2 абзаца 3-6 пункта 1 раздела 5 Правил захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова.
Решением суда от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация города Новозыбкова (далее - Администрация) просит отменить указанное решение в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Прокурора, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, постановлением главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 утверждено Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела в г. Новозыбкове, Правила захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова и Перечень гарантированных услуг по захоронению умерших (погибших) граждан, которые не работали и не являлись пенсионерами, личность которых не установлена, а так же при рождении мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Данное постановление было опубликовано в газете "Новозыбковские вести" от 23.03.2011 N 12(773) и вступило в силу.
25 мая 2011 года постановлением главы Администрации города Новозыбкова N 421 в оспариваемое постановление внесены изменения.
Согласно п. 1 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела в г. Новозыбкове (далее - Положение) специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее - Специализированная служба) создается в целях обеспечения правил захоронения и содержания кладбищ, сохранности сведений о захоронениях.
В качестве такой специализированной службы определено муниципальное казенное предприятие "Благоустройство".
Согласно данного Положения на специализированную службу возлагаются функции по оказанию гарантированного перечня услуг, в частности: отвод земельного участка под захоронение, резервирование земельных участков для захоронения, ведение регистрации захоронений и сохранение сведений о захоронениях, содержание кладбищ.
Резервирование участка под захоронение производится на основании договора (п. 4 Положения). Служба обеспечивает регистрацию захоронений, сохранность книг регистрации захоронений как документов постоянного хранения, подлежащих приему в государственные архивы и передачу в архив в установленном порядке (п. 5 Положения).
В соответствие с п. 2 раздела 1 Правил захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова (далее - Правила) благоустройство и содержание кладбищ осуществляется специализированной организацией.
Захоронение производится на участке, отведенном специализированной службой, и на основании разрешения на захоронение, выданного этой службой (п. 7 раздела 2 Правил). Специализированная служба обязана обеспечить подготовку регистрационных знаков, регистрацию захоронений, хранение сведений о захоронениях; соблюдение норм отвода каждого земельного участка для захоронения; содержание в исправном состоянии зданий, техники, оборудования, инвентаря, дорог, площадок кладбищ; вывоз с территории кладбища мусора, засохших цветов, венков (п. 1 раздела 5 Правил).
Полагая, что постановление главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 (в редакции постановления главы Администрации города Новозыбкова от 25.05.2011 N 421) в части пункта 1, подпункта 2 абзаца 1 пункта 2, подпунктов 1-3 абзаца второго пункта 2, пункта 4, пункта 5 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела в городе Новозыбкове; пункта 2 раздела 1 (в части "Благоустройство и содержание кладбищ осуществляется специализированной организацией), пункта 2 (в части "Захоронение производится на участке, отведенном специализированной службой, и на основании разрешения на захоронение, выданного этой службой"), пункта 7 раздела 2 абзаца третьего-шестого пункта 1 раздела 5 Правил захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова противоречит действующему законодательству, первый заместитель прокурора Брянской области обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов.
Согласно подпункту 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 1, 4 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
В соответствии со ст. 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Согласно ст. 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Анализируя положения Закона N 8-ФЗ, суд сделал правильный вывод о том, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Между тем возможности передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения действующим законодательством не предусмотрено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые пункты постановления главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 свидетельствуют о совмещении функций специализированной службы - МКП "Благоустройство" с функциями органа местного самоуправления (организация похоронного дела и содержание мест захоронения, в частности, отвод земель под захоронение; резервирование участков для захоронения, ведение регистрации захоронений и сохранение сведений о захоронениях, содержание кладбищ), что создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг.
Таким образом, постановление главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 в оспариваемой части противоречит нормам Закона N 135-ФЗ и Закона N 8-ФЗ, в связи с чем правомерно признано судом недействующим в части п. 1, подп. 2 абз. 1 п. 2, подп. 1-3 абз. 2 п. 2, п. 4, п. 5 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного делав городе Новозыбкове; п. 2 разд. 1 (в части "Благоустройство и содержание кладбищ осуществляется специализированной организацией), п. 2 (в части "Захоронение производится на участке, отведенном специализированной службой, и на основании разрешения на захоронение, выданного этой службой"), п. 7 разд. 2 абз. 3-6 п. 1 разд. 5 Правил захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Администрации, явившиеся обоснованием ее позиции, они исследованы при рассмотрении спора и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки установленных обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2011 по делу N А09-5595/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые пункты постановления главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 свидетельствуют о совмещении функций специализированной службы - МКП "Благоустройство" с функциями органа местного самоуправления (организация похоронного дела и содержание мест захоронения, в частности, отвод земель под захоронение; резервирование участков для захоронения, ведение регистрации захоронений и сохранение сведений о захоронениях, содержание кладбищ), что создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг.
Таким образом, постановление главы города Новозыбкова от 17.03.2009 N 258 в оспариваемой части противоречит нормам Закона N 135-ФЗ и Закона N 8-ФЗ, в связи с чем правомерно признано судом недействующим в части п. 1, подп. 2 абз. 1 п. 2, подп. 1-3 абз. 2 п. 2, п. 4, п. 5 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного делав городе Новозыбкове; п. 2 разд. 1 (в части "Благоустройство и содержание кладбищ осуществляется специализированной организацией), п. 2 (в части "Захоронение производится на участке, отведенном специализированной службой, и на основании разрешения на захоронение, выданного этой службой"), п. 7 разд. 2 абз. 3-6 п. 1 разд. 5 Правил захоронения и содержания кладбищ г. Новозыбкова."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2012 г. N Ф10-5519/11 по делу N А09-5595/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5519/11