Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 21.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Ермакова М.Н. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Золотарева Георгия Васильевича (ОГРНИП 306575327000012, г. Орел, ул. Ленина, д. 4, кв. 13, 302028) |
- Золотарева Г.В., - Мирошниченко М.В. - представителя (дов. от 13.05.2011); |
от Управления по тарифам Орловской области (ОГРН 1025700827272, г. Орел, пл. Ленина, д. 1, 302000) от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Орелтеплогаз" (ОГРН 1025700828438, г. Орел, переулок Маслозаводской, д. 2, 302043) |
- Рыкова Ю.Ф. - представителя (дов. от 18.01.2010 N 01-10/82), - Ступина Д.А. - представителя (дов. от 06.12.2011 N 01-10/4056);
- Коровушкиной Е.В. - представителя (дов. от 31.08.2011 N 58);
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления по тарифам Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.12.2011 (судьи Капишникова Т.И., Полинога Ю.В., Соколова В.Г.) по делу N А48-3297/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Золотарев Георгий Васильевич (далее - ИП Золотарев Г.В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействующим приказа Управления по тарифам Орловской области (далее - Управление) от 17.01.2011 N 9-т "Об установлении ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей города Орла", как несоответствующего п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 7, ч. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190), приказу ФСТ РФ от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" (уточненные требования).
Определением суда от 20.10.2011 настоящее дело было объединено с делом N А48-4061/2011 по заявлению ИП Золотарева Г.В. к Управлению о признании недействующим приказа от 20.12.2010 N 868-т "Об установлении (пересмотре) ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей города Орла", как несоответствующего приказу ФСТ РФ от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год".
Решением суда от 12.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 12.12.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 по делу N А48-3620/2010 признан недействительным приказ Управления от 10.12.2009 N 910-Т, как не соответствующий приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год".
Приказом от 20.12.2010 N 868-т "Об установлении (пересмотре) ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей г. Орла" (далее - Приказ N 868-т) Управление утвердило одноставочный тариф на тепловую энергию ООО "Орелтеплогаз" 863,212 руб./Гкал (без НДС), который начал действовать с 09.12.2010.
17 января 2011 года Управлением был издан приказ N 9-т "Об установлении ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей города Орла" (далее - Приказ N 9-т), которым для ООО "Орелтеплогаз" с 01.02.2011 утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 992,4 руб./Гкал. Пунктом 3 Приказа N 9-т признан утратившим силу с 01.02.2011 Приказ N 868-т от 20.12.2010.
Предприниматель, полагая, что Приказы N 868-т и N 9-т не соответствуют закону и нормативным правовым актам ФСТ России, имеющим большую юридическую силу, нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлениям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3620/2010, имеющим преюдициальное значение, признан недействующим приказ Управления от 10.12.2009 N 910-т, как не соответствующий приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год". В данном решении суд сделал вывод о том, что рост тарифа на тепловую энергию в 2010 году (863,2 руб./Гкал) по сравнению с 2009 годом (645,7 руб./Гкал) составил 33% против установленного Федеральной службой по тарифам на 2010 г. максимального роста тарифов для Орловской области в размере 15 %.
Поскольку приказом Управления от 20.12.2010 N 868-т "Об установлении (пересмотре) ООО "Орелтеплогаз" тарифов на тепловую энергию для потребителей г. Орла" (далее - Приказ от 20.12.2010 N 868-т) утвержден такой же тариф 863,2 руб./Гкал (без НДС), то он также подлежит признанию недействующим.
Ссылка Управления на то, что в данном случае имел место пересмотр тарифа, правомерно отклонена судом, поскольку данный тариф (863,2 руб./Гкал) был установлен на основе материалов, представленных ООО "Орелтеплогаз" в 2009 году для установления тарифа на тепловую энергию на 2010 год.
Довод Управления о том, что в данном случае судебный акт по делу N А48-3620/2010 не является преюдициальным по причине исследования в ходе его рассмотрения иных обстоятельств, противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Также судом учтено, что приказом от 20.12.2010 N 868-т установлено действие тарифов с 09.12.2010, в то время как сам приказ официально опубликован в газете "Орловская правда" 24.12.2010. Установление даты вступления в силу приказа от 20.12.2010 N 868-т с 09.12.2010 противоречит требованиям п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемым приказом Управления допущены нарушения, влияющие на определение цен на услуги организаций коммунального комплекса в г. Орле, что влечет нарушение прав и законных интересов как ИП Золотарева Г.В., так и неопределенного круга лиц. Приказ от 20.12.2010 N 868-т повлек оплату услуг теплоснабжения по завышенным тарифам, что причиняет заявителю убытки, негативно отражается на его финансовом положении и не обеспечивает баланса экономических интересов сторон. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что срок действия названного нормативного акта истек до обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Кассационная инстанция также соглашается с выводами суда первой инстанции относительно приказа от 17.01.2011 N 9-т.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, установленными в ч. 1 ст. 7 Закона N 190-ФЗ, в том числе: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п. 2); стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения (п. 4); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (п. 9).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2010. Согласно п. 11 приложения к приказу 07.10.2010 N 244-э/2 максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями на 2011 г. для Орловской области составляла 117%.
Как установлено судом, ссылаясь в обоснование роста тарифов в 2011 году на тарифные меню 2010 г.-2011 г.. Управление не учло, что в тарифном меню для ООО "Орелтеплогаз" на 2010 год использовался показатель средневзвешенного тарифа в размере 863,2руб./Гкал, признанный недействующим арбитражным судом.
Таким образом, фактически тариф на 2010 год не был приведен в соответствие с требованиями законодательства, поэтому у Управления отсутствовали основания для использования его при определении среднего роста тарифов на 2011 год.
Судом также правомерно отклонен довод Управления о том, что требование об обязательном раздельном учете организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не применимо к ООО "Орелтеплогаз", осуществляющему только один вид деятельности и не ведущему раздельный учет в соответствии с утвержденной учетной политикой.
Из п. 9 ч. 1 ст. 7 Закона N 190-ФЗ следует, что обязательному раздельному учету подлежат объем производства тепловой энергии, теплоноситель, доходы и расходы, связанные с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Как следует из материалов тарифного дела, ООО "Орелтеплогаз" ведет раздельный учет расходов, связанных с производством тепловой энергии собственными котельными и приобретением тепловой энергии (по электро-газоснабжению, водоснабжению, канализации и т.д., объем производства и сбыт тепловой энергии определяется в соответствии с тепловой нагрузкой по каждому зданию.
Таким образом, Управление располагало всеми данными, позволяющими определить тариф по источникам теплоснабжения.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 Закона N 190-ФЗ, п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующий орган должен был принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, запросить информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), провести проверку хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов).
Доказательств принятия указанных мер ответчиком не представлено.
Между тем судом учтено, что тарифы, установленные регулирующим органом для потребителей тепловой энергии, в 2007-2009 гг. для ОАО "Орелгортеплоэнерго" были экономически обоснованными, дифференцировались по системам теплоснабжения, и не признавались недействующими в установленном порядке. После передачи тепловых сетей арендатору - ООО "Орелтеплогаз" - экономические условия эксплуатации этих сетей не изменились, а поэтому отсутствует экономическая обоснованность для применения иного, более высокого роста тарифов для потребителей тепловой энергии, приобретаемой у ООО "Орловская теплосетевая компания", условия эксплуатации и затраты на производство покупной тепловой энергии отличаются от условий эксплуатации и затрат на производство тепловой энергии собственного производства.
Кроме того, доказательства того, что на момент вынесения приказа от 17.01.2011 N 9-т Управление располагало информацией, позволяющей отнести ООО "Орелтеплогаз" к теплоснабжающей организации, владеющей на законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судом первой инстанции при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.12.2011 по делу N А48-3297/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 Закона N 190-ФЗ, п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующий орган должен был принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, запросить информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), провести проверку хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов).
Доказательств принятия указанных мер ответчиком не представлено.
Между тем судом учтено, что тарифы, установленные регулирующим органом для потребителей тепловой энергии, в 2007-2009 гг. для ОАО "Орелгортеплоэнерго" были экономически обоснованными, дифференцировались по системам теплоснабжения, и не признавались недействующими в установленном порядке. После передачи тепловых сетей арендатору - ООО "Орелтеплогаз" - экономические условия эксплуатации этих сетей не изменились, а поэтому отсутствует экономическая обоснованность для применения иного, более высокого роста тарифов для потребителей тепловой энергии, приобретаемой у ООО "Орловская теплосетевая компания", условия эксплуатации и затраты на производство покупной тепловой энергии отличаются от условий эксплуатации и затрат на производство тепловой энергии собственного производства.
Кроме того, доказательства того, что на момент вынесения приказа от 17.01.2011 N 9-т Управление располагало информацией, позволяющей отнести ООО "Орелтеплогаз" к теплоснабжающей организации, владеющей на законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2012 г. N Ф10-69/12 по делу N А48-3297/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4708/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4708/12
21.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-69/12
12.12.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-3297/11