Резолютивная часть постановления объявлена 22.02.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ИП Алунтьева С.В. (ОГРНИП 304463232000548; 305014, г. Курск, Тульский 1-ый пер., д. 7; 305007, г. Курск, 2-ой Московский пр-д, д. 9 "В")
от ИП Алунтьевой И.А. (ОГРНИП 304463232000560; 305014, г. Курск, Тульский 1-ый пер., д. 7; 305007, г. Курск, 2-ой Московский пр-д, д. 9 "В") |
Алунтьева С.В. - предпринимателя (свидет. от 09.06.2009 г. серия 46 N 001404036), Горбунова О.В. - представителя (доверен. от 01.05.2011 г., пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Комитета по управлению имуществом Курской области (305000, г. Курск, Красная Площадь, Дом Советов)
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (305002, г. Курск, ул. Марата, д. 9) |
Овчинникова К.Н. - представителя (доверен. от 10.01.2012 г. N 02.2 пр-01-20/49, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 03.06.2011 г. (судья Орешко С.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А35-13851/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алунтьев С.В. (далее - ИП Алунтьев С.В.) и индивидуальный предприниматель Алунтьева И.А. (далее - ИП Алунтьева И.А.) обратились в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области, выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении в общую совместную собственность индивидуальным предпринимателям земельного участка площадью 23 883 кв.м. с кадастровым номером 46:29:1 03 007:0044, расположенного по адресу: г. Курск, 2-ой Моковский проезд, д. 7-б (уточненное заявление).
Для восстановления нарушенного права оспариваемыми действиями заявители просили суд обязать Комитет по управлению имуществом Курской области принять соответствующее решение и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением арбитражного суда от 03.06.2011 г. заявленные требования ИП Алунтьева С.В. и ИП Алунтьевой И.А. удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом Курской области просит отменить указанные решение и постановление суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Алунтьеву С.В. и Алунтьевой И.А на праве общей совместной собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание (литер В/1) площадью 4 787,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Курск, пр-д 2-ой Моковский, 7-б.
Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2006 г. серия 46-АВ N 385168).
Наряду с вышеназванным нежилым зданием, по адресу: г. Курск, пр-д 2-ой Моковский, 7-б на земельном участке расположены: забор на СТО - 100 м.п.; кран-балка грузоподъемность 3 т.; кран-балка грузоподъемность 3 т.; линия электропередачи L-300 м.п.; трансформаторная подстанция (Литер Z), принадлежащие ИП Алунтьеву С.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 05.05.2005 г.
Постановлением администрации города Курска от 02.11.2005 г. N 3073 Алунтьеву С.В. и Алунтьевой И.А. представлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок площадью 23 883 кв.м. с кадастровым номером 46:29:1 03 007:0044, расположенный по адресу: г. Курск, 2-ой Моковский проезд, д. 7-б, вид разрешенного использования - "для производственно - хозяйственной деятельности".
Во исполнение указанного акта органа местного самоуправления между администрацией города Курска и предпринимателями Алунтьевым С.В. и Алунтьевой И.А. заключен договор аренды земельного участка от 22.12.2005 г. N 81592ф сроком действия на 15 лет.
30.07.2010 г. предприниматели обратились в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка в общую совместную собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 06.12010 г. N 10.1 пр-01-20/11357 Комитет по управлению имуществом Курской области уведомил предпринимателей о невозможности принятия решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, указав при этом, что вид разрешенного использования указанного земельного участка - "для производственно-хозяйственной деятельности" отсутствует в Перечне видов функционального использования земель, применяемым в целях государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 и приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152, что, по мнению уполномоченного органа, не позволяет произвести расчет его выкупной цены.
Предприниматели Алунтьев С.В. и Алунтьева И.А., посчитав, что указанные действия исполнительного органа государственной власти, выразившиеся в отказе приятия решения о приватизации заявителями земельного участка площадью 23 883 кв.м. с кадастровым номером 46:29:1 03 007:0044, нарушают их права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с Законом Курской области от 06.10.2006 г. N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" (вступил в законную силу 29.10.2006 г.) и постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 г. N 447 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска, площадь которых составляет 200 кв. м. и более, предоставлены Администрации Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области.
Как видно из материалов дела, предпринимателями к заявлению о приобретении прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие им на праве собственности, были приложены все необходимые документы согласно вышеуказанному перечню.
Доказательств обратного Комитетом в материалы дела не представлено.
Испрашиваемый заявителями в собственность спорный земельный участок не ограничен и не изъят из оборота.
Земельный участок площадью 23 883 кв.м. с кадастровым номером 46:29:1 03 007:0044 сформирован и поставлен на кадастровый учет для размещения и эксплуатации принадлежащего предпринимателям на праве общей совместной собственности нежилого здания.
Решение органа кадастрового учета о постановке на учет указанного земельного участка не отменено и в установленном законом порядке недействительным не признано.
До подачи заявления о приватизации спорный земельный участок уже находился в аренде у предпринимателей Алунтьевых.
При таких обстоятельствах спора выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии у заявителей исключительного права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 007:0044 являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, отказывая заявителям в предоставлении в общую совместную собственность спорного земельного участка, исполнительный орган государственной власти указывал на то обстоятельство, что такой вид разрешенного использования, как - "для производственно - хозяйственной деятельности", указанный в кадастровом паспорте этого земельного участка, отсутствует в Перечне видов функционального использования земель для государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 и приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152.
Изложенные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, не позволяют рассчитать выкупную цену приватизируемого земельного участка.
Оспариваемые действия Комитета по управлению имуществом Курской области, связанные с отказом в предоставлении заявителям в собственность испрашиваемого земельного участка по указанным основаниям, судом обоснованно признаны незаконными в связи со следующим.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Перечень оснований для отказа в приватизации земельных участков прямо предусмотрен нормами действующего законодательства и расширительному толкованию не подлежит (статьи 27, 28 ЗК РФ).
Отказ в выкупе земельного участка по основаниям несоответствия вида разрешенного использования этого участка, внесенного в состав сведений государственного кадастра недвижимости, Перечню видов функционального использования земель, применяемому в целях кадастровой оценки, земельным законодательством не предусмотрен.
Кроме того, согласно пункту 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 2 и п. 4 Правил).
Кадастровая стоимость земельных участков земель поселений Курской области, в частности участков, входящих в кадастровый квартал 46290103007 города Курска (в котором расположен спорный земельный участок), определена при проведении в 2006 году работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
Данные результаты актуализации государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 г. и основаны на перечне видов функционального использования земель, определенных приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, действовавшим на дату проведения этой кадастровой оценки земель.
Приложением N 1 к названному Приказу установлены виды функционального использования земель.
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, установление вида функционального использования земельных участков, их кадастровой стоимости, на основании которой рассчитывается выкупная стоимость приватизируемых земельных участков, входит в полномочия соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неисполнение данными уполномоченными органами вышеуказанных функций не может повлечь за собой отказ в приватизации земельного участка лицу, имеющему исключительное право на его приватизацию.
При таких обстоятельствах спора, выводы арбитражного суда о том, что Комитет по управлению имуществом Курской области неправомерно отказал заявителям в представлении в собственность спорного земельного участка по основаниям несоответствия вида разрешенного использования - "для производственно - хозяйственной деятельности" Перечню видов функционального использования земель, применяемых в целях государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области, являются обоснованными.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление арбитражного суда являются законными и обоснованными, а поэтому отмене или изменению не подлежат.
Доводы Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.06.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. по делу N А35-13851/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 2 и п. 4 Правил).
Кадастровая стоимость земельных участков земель поселений Курской области, в частности участков, входящих в кадастровый квартал 46290103007 города Курска (в котором расположен спорный земельный участок), определена при проведении в 2006 году работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
Данные результаты актуализации государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 г. и основаны на перечне видов функционального использования земель, определенных приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, действовавшим на дату проведения этой кадастровой оценки земель.
Приложением N 1 к названному Приказу установлены виды функционального использования земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2012 г. N Ф10-176/12 по делу N А35-13851/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7065/12
22.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7065/12
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-176/12
27.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3783/11