Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Чаусовой Е.Н. Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Черкашина Александра Сергеевича (397500, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Фрунзе, 2в, ОРГН 311362909600027) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от отдела надзорной деятельности по Калачеевскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области (397600, Воронежская обл., г. Калач, ул. Ленинская, 56) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу отдела надзорной деятельности по Калачеевскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2011 (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-8790/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черкашин Александр Сергеевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по Калачеевскому району Воронежской области Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области от 30.08.2011 N 104 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отдел надзорной деятельности по Калачеевскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения ИП Черкашиным А.С. в принадлежащем ему на праве аренды помещении (пивная лавка), расположенном по адресу: Воронежская область, г. Калач, ул. Советская, д. 10, законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения требований пункта 14, пункта 7.1 таблицы 1 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. А именно, в помещении пивной лавки отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
По результатам проверки составлен акт от 26.08.2011 N 116, протокол об административном нарушении требований в области пожарной безопасности от 29.08.2011 N 104, а также предпринимателю выдано предписание по устранению выявленных нарушений N 116/1/68.
Постановлением от 30.08.2011 N 104 ИП Черкашин А.С. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, о существенном нарушении административным органом порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, а именно не были соблюдены гарантии, направленные на защиту прав привлекаемого к ответственности лица, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает данный вывод обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в его составлении.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать при его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протокол об административном правонарушении N 104 составлен административным органом 29.08.2011 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснены предпринимателю 30.08.2011, то есть после составления протокола; копия спорного протокола вручена ИП Черкашину А.С. также 30.08.2011.
Довод заявителя жалобы о том, что протокол составлен с 29.08.2011 по 30.08.2011 опровергается самим протоколом от 29.08.2011 N 104.
Доказательства иного, а также доказательства надлежащего уведомления предпринимателя о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, отделом надзорной деятельности, в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что ИП Черкашин А.С., не извещенный о времени и месте составления административного протокола, был лишен предоставленных законодательством гарантий защиты, поскольку не мог представить свои возражения и дать объяснения по существу правонарушения, а также воспользоваться помощью защитника с момента составления протокола об административном правонарушении.
В связи с чем, составленный протокол об административном правонарушении не является надлежащим доказательством наличия события вмененного правонарушения и не может служить основанием привлечения к административной ответственности.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что о месте и времени рассмотрения материалов административного дела предприниматель извещен не заблаговременно, а в день вынесения оспариваемого постановления, что также свидетельствует об ущемлении заявителя в вышеуказанных правах и гарантиях.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что лишение процессуальной возможности присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, а также несвоевременное извещение о месте и времени рассмотрения материалов административного дела является существенным нарушением правил административного процесса, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление предпринимателя, признав незаконным и отменив постановление отдела надзорной деятельности по Калачеевскому району Воронежской области Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области от 30.08.2011 N 104.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А14-8790/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела надзорной деятельности по Калачеевскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, протокол об административном правонарушении N 104 составлен административным органом 29.08.2011 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснены предпринимателю 30.08.2011, то есть после составления протокола; копия спорного протокола вручена ИП Черкашину А.С. также 30.08.2011.
...
Доказательства иного, а также доказательства надлежащего уведомления предпринимателя о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, отделом надзорной деятельности, в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ, не представлено.
...
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2012 г. N Ф10-391/12 по делу N А14-8790/2011