Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" (ОГРН 1033221011295; 241038, г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 1)
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (109012, г. Москва, пер. Никольский, д.9)
от территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (241050, г. Брянск, пл. К.Маркса, д. 2) |
Сидоренко Е.Ю. - представителя (доверен. от 20.03.2012 г., пост.),
Соловьяновой О.Н. - представителя (доверен. от 07.10.2011 г., пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Герасиной О.В. - представителя (доверен. от 29.12.2011 г. N 06-8527, пост.), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2011 г. (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. (судьи Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г., Полынкина Н.А.) по делу N А09-1198/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Бежицкая сталь" (далее - ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации и территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 986 408 кв.м. с кадастровым номером 2:28:01 32 01:58, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 1.
Для восстановления нарушенного права оспариваемым бездействием заявитель просил суд обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Территориальное управление Росимущества в Брянской области принять соответствующее решение и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2011 г. в удовлетворении заявленных требований ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления суда.
Как следует из материалов дела, ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 1А.
На основании договора аренды земельного участка от 11.06.2004 г. N 29485 общество владеет и пользуется земельным участком площадью 986 408 кв.м. с кадастровым номером 2:28:01 32 01:58.
14.10.2009 г. ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилось в территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с заявлением о приватизации указанного земельного участка.
Письмом от 13.11.2009 г. исх. N 05-6562 Управление возвратило обществу приложенный к заявлению пакет документов, указав при этом на необходимость его доработки в связи с несоответствием представленных обществом документов утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 Перечню.
По результатам повторного рассмотрения, представленных обществом документов, Росимущество письмом от 18.05.2010 г. N 10/648 сообщило о невозможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащих обществу.
После очередного обращения общества с представлением доработанного им пакета документов, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации сообщением от 01.03.2011 г. исх. N ПП-10/5568 уведомило ТУ Росимущества в Брянской области о невозможности приватизации испрашиваемого земельного участка, о чем последнее, в свою очередь, уведомило общество.
Полагая, что при рассмотрении вышеназванных заявлений государственными органами исполнительной власти допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о приватизации спорного земельного участка, ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого бездействия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
Согласно пункту 4.8 Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества по поручению ФАУГИ Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, заявитель неоднократно обращался в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором, по его мнению, расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие ему на праве собственности. Документы, необходимые для принятия исполнительным органом государственной власти соответствующего решения, по мнению общества, представлены.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для отказа в принятии решения о приватизации спорного земельного участка послужило то обстоятельство, что принадлежащие ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь" объекты недвижимого имущества располагаются по адресу: г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 1А, тогда как заявитель испрашивает в собственность земельный участок по адресу: г. Брянск, ул. Сталелитейная, д. 1.
Указанные разночтения в адресе местонахождения объектов недвижимого имущества заявителем не устранено.
При таких обстоятельствах спора, отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из того, что расхождение в адресах испрашиваемого земельного участка и объектах недвижимого имущества, принадлежащих заявителю, является достаточным правовым основанием для непринятия соответствующего решения о его приватизации исполнительным органом государственной власти.
Отсутствие в письмах Федерального агентства по управлению государственным имуществом ссылок на указанные основания отказа в приватизации земельного участка, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, так как в связи с неподтверждением обществом в установленном порядке права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 2:28:01 32 01:58, оспариваемое бездействие государственного органа исполнительной власти не влечет за собой нарушение прав и законных интересов ОАО "Производственное объединение "Бежицкая сталь".
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 г. по делу N А09-1198/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
...
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 апреля 2012 г. N Ф10-811/12 по делу N А09-1198/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9497/12
12.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9497/12
06.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-811/12
28.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5144/11
12.09.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4596/11
26.08.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4233/11