Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 10.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (ОГРН 1024600582380, Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, пер. Парковый, 306811) |
- Степанянца С.Л. - представителя (дов. от 10.01.2012); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (г. Курск, ул. Марата, 9) от третьих лиц: сельскохозяйственного производственного кооператива имени Фрунзе (ОГРН 102460058181565, Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, пер. Парковый, 2, 306811) общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (ОГРН 1104608000265, Курская область, Горшеченский район, Солдатский сельсовет, с. Солдатское, пер. Парковый, 306811) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Чаплыгина В.Л. - представителя (дов. от 03.08.2011),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2011 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А35-5722/2011,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 14.04.2011 по делу N 02/08-07-2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Водолей", Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе.
Решением суда от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2011 решение суда от 14.09.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Администрации, Сельскохозяйственного производственного кооператива имени Фрунзе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.08.2010 земельный участок площадью 602820 кв.м., расположенный в селе Солдатское Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, кадастровый номер 46:04:100702:14, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение водного объекта (далее - спорный земельный участок), является муниципальной собственностью муниципального образования "Солдатский сельсовет".
ООО "Водолей" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка (кадастровый номер 46:04:100702:14) площадью 602820 кв.м., вид разрешенного использования - размещение водного объекта. К указанному заявлению о предоставлении земельного участка в аренду ООО "Водолей" были приложены все необходимые документы, в том числе Устав Общества, приказ о назначении на должность директора, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, свидетельство о постановке на налоговый учет.
В газете "Курская правда" 14.09.2010 было опубликовано информационное сообщение о предоставлении Солдатским сельсоветом Горшеченского района Курской области земельного участка (кадастровый номер 46:04:100702:14) площадью 602820 кв.м. в аренду сроком на 49 лет, вид разрешенного использования - размещение водного объекта.
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе (далее - СПК) 08.10.2010 обратился в Администрацию с заявлением о передаче ему в аренду указанного земельного участка для использования в целях орошения и рекреационных целях.
Письмом от 09.11.2010 исх. 368 Администрация отказала СПК в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку в заявлении кооперативом не был указан вид использования спорного земельного участка, мелиоративная система хозяйства не действует, а хозяйство не имеет в аренде или собственности земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, у заявителя имеется задолженность по налогам.
Спорный земельный участок был передан в долгосрочную аренду обществу с ограниченной ответственность "Водолей".
При этом торги на право заключения договора аренды соответствующего земельного участка Администрацией не проводились.
15 февраля 2011 года в Управление поступила жалоба СПК на действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м., расположенного в с. Солдатское Горшеченского района Курской области (кадастровый номер 46:04:100702:14) для размещения водного объекта и непроведении торгов на право аренды данного земельного участка при наличии более чем одного заявления от потенциальных арендаторов.
Решением УФАС от 14.04.2011 N 02/08-07-2011 Администрация была признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Предписанием антимонопольного органа от 14.04.2011 по делу N 02/08-07-2011 Администрации предписывалось в срок до 20.05.2011 устранить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ путем отмены постановления от 08.12.2010 N 38 о предоставлении ООО "Водолей" в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, в границах которого расположен водный объект. В целях обеспечения конкуренции и возможности проведения торгов на право аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" (кадастровый номер 46:04:100702:14, площадью 602820 кв.м.), Администрации МО "Солдатский сельсовет" в срок до 20.05.2011 принять меры по расторжению договора аренды данного земельного участка от 08.12.2010, заключенного с ООО "Водолей".
Посчитав названные решение и предписание Управления незаконными, нарушающими права и законные интересы, Администрация оспорила их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из оспариваемого решения УФАС видно, что Управление посчитало нарушением антимонопольного законодательства непроведение Администрацией торгов при наличии двух заявлений от юридических лиц о предоставлении в аренду спорного земельного участка, поступивших в течение месяца после опубликования соответствующей информации в газете "Курская правда", при этом ссылаясь на аналогичные отношения при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, установлению в рассматриваемом деле подлежат обстоятельства, относящиеся к тому, какой нормой федерального закона руководствовалась Администрация, издавая постановление от 08.12.2010 N 38 о предоставлении ООО "Водолей" в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, в границах которого расположен водный объект, а также повлекло ли принятие этого акта к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора (в данном случае договора аренды) с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из анализа норм статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса РФ следует, что законодатель установил различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования. В связи с этим процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем подачи заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган, утверждения и выдачи последним заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечения заявителем выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления проводить торги по предоставлению в аренду земельного участка в случаях, прямо предусмотренных законом, например в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. В случае предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством земельного участка, Администрация не обязана была проводить торги.
Земельным кодексом РФ предусмотрены специальные требования к заявлению о предоставлении земельного участка. Земельное законодательство основано на принципе целевого назначения, основанного на разрешенном использовании (ст. 1 Земельного кодекса РФ), водное законодательство также основывается на принципе целевого использования (ст. 3 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ними требование об указании в заявлении цели, для которой испрашивается земельный участок, является обязательным для любого заявления о предоставлении земельного участка (например, ст. 34 Земельного кодекса РФ). Без этого поступившее письмо не может считаться заявлением о предоставлении земельного участка со всеми вытекающими последствиями.
Поскольку в данном случае лицо, подавшее заявление от имени СПК им. Фрунзе, не указало цель, для которой просило участок в аренду, то Администрация правомерно исходила из того, что поступило только одно заявление (ООО "Водолей") о предоставлении земельного участка в аренду.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу N А35-5722/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления проводить торги по предоставлению в аренду земельного участка в случаях, прямо предусмотренных законом, например в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. В случае предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством земельного участка, Администрация не обязана была проводить торги.
Земельным кодексом РФ предусмотрены специальные требования к заявлению о предоставлении земельного участка. Земельное законодательство основано на принципе целевого назначения, основанного на разрешенном использовании (ст. 1 Земельного кодекса РФ), водное законодательство также основывается на принципе целевого использования (ст. 3 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ними требование об указании в заявлении цели, для которой испрашивается земельный участок, является обязательным для любого заявления о предоставлении земельного участка (например, ст. 34 Земельного кодекса РФ). Без этого поступившее письмо не может считаться заявлением о предоставлении земельного участка со всеми вытекающими последствиями."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2012 г. N Ф10-863/12 по делу N А35-5722/2011