См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2012 г. N Ф10-382/12 по делу N А23-2031/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей: |
Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. |
При участии в заседании: |
|
от ЗАО "Камин" 248023, г. Калуга, пер. Теренинский, д. 6, оф. 403 ИНН 4027019912 ОГРН 1024001177309 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|
|
от ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ 248000, г. Калуга, ул. Академика Королева, д. 22 ОГРН 1024001180312 ИНН 4027022552 |
Жохова В.О. - консультанта правового отдела (дов. от 19.07.2011 N 01-17/01/19549), |
от МУЗ "Калужская городская больница N 5" 248000, г. Калуга, ул. Генерала Попова, д. 18 ИНН 4027014752 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУЗ "Калужская городская больница N 5" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу N А23-2031/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Камин" (далее - заявитель, ЗАО "Камин", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, Учреждение) о признании недействительным решения от 28.03.2011 N 142 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУЗ "Калужская городская больница N 5" (далее - Больница, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.07.2011 (судья Ипатов А.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 решение арбитражного суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе третье лицо просит отменить постановление суда, полагая, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение представителя сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка Общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
По результатам проверки составлен акт от 03.03.2011 N 243 и вынесено решение от 28.03.2011 N 142, согласно которому Обществу отказано отказано в принятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 12 432,64 руб.
В обоснование отказа в возмещении расходов Фондом указано на то, что два листка нетрудоспособности выданы на срок свыше 30 календарных дней без решения врачебной комиссии.
Не согласившись с решением Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что недостаток первичного документа (листка нетрудоспособности) носил устранимый характер и впоследствии к рассмотрению материалов проверки был устранен страхователем.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований Общества, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно п. 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу п. 1.1 ст. 7 Закона N 165-ФЗ страховым случаем признается заболевание.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В соответствии с п. 76 Порядка бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи листа нетрудоспособности гражданину, продления листка нетрудоспособности, выписки гражданина на работу.
В соответствии с п. 77 Порядка за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 12, 14 Порядка при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Статьями 49, 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 (утверждены ВС РФ 22.07.1993) также определено, что экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Как установлено судом, страхователем выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности в размере 12 432,64 руб., выданным с нарушением п. 14 Порядка - листок нетрудоспособности был выдан на срок свыше 30 календарных дней без решения врачебной комиссии.
Из справки о проведенной проверке от 22.03.2011 N 28 следует, что в медицинской карте амбулаторного больного Михайловского К.В. имеется запись о явке на прием 17.04.2009 (после стационарного лечения с 02.04.2009 по 17.04.2009), проведен осмотр, назначено лечение, листок нетрудоспособности ВУ 3189061 продлен с 18.04.2009 по 27.04.2009. При последующей явке 27.04.2009 произведено продление листка нетрудоспособности с 28.04.2009 по 07.05.2009. Следующая запись о явке на прием от 08.05.2009, где имеется запись протокола решения врачебной комиссии о продлении до 17.05.2009.
С учетом начала лечения и на основании п. 14 Порядка, врачебная комиссия должна быть проведена не позднее 01.05.2009, в то время как продление листка нетрудоспособности серии ВУ 3189061 свыше 30-ти календарных дней осуществлялось без решения врачебной комиссии.
Врачебная комиссия была проведена только 08.05.2009, то есть по прошествии 37 дней.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и третьим лицом по существу не оспариваются.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что недостаток листка нетрудоспособности носил устранимый характер, суд обоснованно указал, что устранимыми могут быть признаны только такие нарушения, которые связаны с его неправильным заполнением (например, неправильное указание места работы застрахованного лица, отсутствие печати медучреждения, отсутствие указания причины нетрудоспособности) и не влекут искажение содержащихся в них сведений.
Рассматриваемое нарушение не носит устранимый характер, так как в любом случае листок нетрудоспособности продлен не на 31 день заболевания, а на 37 день, что не соответствует действующему законодательству. При этом данное нарушение связано не столько с оформлением листка нетрудоспособности (наличием соответствующей отметки), сколько с процедурой проведения врачебной комиссии в строго установленный Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности срок.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А23-2031/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 77 Порядка за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 12, 14 Порядка при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Статьями 49, 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 (утверждены ВС РФ 22.07.1993) также определено, что экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Как установлено судом, страхователем выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности в размере 12 432,64 руб., выданным с нарушением п. 14 Порядка - листок нетрудоспособности был выдан на срок свыше 30 календарных дней без решения врачебной комиссии.
...
С учетом начала лечения и на основании п. 14 Порядка, врачебная комиссия должна быть проведена не позднее 01.05.2009, в то время как продление листка нетрудоспособности серии ВУ 3189061 свыше 30-ти календарных дней осуществлялось без решения врачебной комиссии."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2012 г. N Ф10-382/12 по делу N А23-2031/2011