Резолютивная часть постановления изготовлена: 16.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме: 20.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Егоровой С.Г.
судей:
Смолко С.И.
Нарусова М.М.
При неявке в судебное заседание в помещение Федерального арбитражного суда Центрального округа по адресу: г. Брянск, ул. Фокина д. 4/6, и в помещение Арбитражного суда Белгородской области по адресу: г. Белгород, Народный бульвар, д. 135, зал N 2, представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: от Заместителя прокурора Белгородской области |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика: от Администрации муниципального образования "Новобезгинское сельское поселение" муниципального района Новооскольский район Белгородской области
от УФК по Белгородской области |
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Апенкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 по делу N А08-6249/2010
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к администрации муниципального образования " Новобезгинское сельское поселение" Новооскольского района Белгородской области (ОГРН 1043102001580 ИНН 3114008136) и Отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области с иском о признании недействительным соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 11.01.2010, заключенного между администрацией муниципального образования "Новобезгинское сельское поселение" и Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведена замена ответчика - Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области, на Управление Федерального казначейства по Белгородской области (ОГРН 1023101665025, ИНН 3124019779) (далее УФК по Белгородской области).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2011 (судья Топоркова А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 (судьи Шеин А.Е., Колянчикова Л.А., Яковлев А.С.) решение суда от 31.10.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Белгородской области просит отменить названные судебные акты и принять решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение судами норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, проводимое при содействии Арбитражного суда Белгородской области, представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без их участия, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, суд кассационной инстанции, руководствуясь гл. 35 АПК РФ, считает необходимым решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 отменить; в удовлетворении иска заместителю прокурора Белгородской области отказать по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
11.01.2010 между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и администрацией муниципального образования "Новобезгинское сельское поселение" заключено соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Учет операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГКРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области, на балансовом счете N 40703.
Заместитель прокурора Белгородской области обратился с настоящим иском, ссылаясь на то, что указанное соглашение противоречит действующему законодательству, так как администрация Муниципального образования не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности (предпринимательской деятельности) и поэтому не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от такой деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив обоснованность доводов истца, а именно противоречие заключенного соглашения нормам ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания соглашения от 11.01.2010 недействительным в силу ст. 168 ГК РФ.
Однако суд кассационной инстанции не может признать вывод о несоответствии соглашения вышеназванным законам правомерным, поскольку он сделан без учета характера, целей и условий оспариваемого соглашения.
В частности, делая вывод о том, что органы местного самоуправления не имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, судебные инстанции не учли, что соглашение от 11.01.2010 было заключено для учета бюджетных средств, полученных не органом местного самоуправления, в результате осуществления им предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а бюджетными учреждениями, осуществление которыми такой деятельности допускается нормами действующего законодательства.
В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не оценили названное соглашение с позиции его соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ, исходя из субъектного состава лиц, заключивших данное соглашение, его предмета и цели.
Из преамбулы оспариваемого соглашения следует, что оно заключено в целях реализации ст.ст. 41, 42, 166.1, 168, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Приказом ФК от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов федеральным казначейством и его территориальными органами", Приказом ФК от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в порядке осуществления органами ФК отдельных функций финансовых органов субъектов РФ муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также постановления Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; иные неналоговые доходы.
В силу ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ Федеральное казначейство по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований.
Согласно ст. 1 оспариваемого Соглашения от 11.01.2010 администрация поручает отделению осуществление определенных в соглашении функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученными от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района.
Денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, централизуются в составе доходов бюджета муниципального образования и учитываются как неналоговые доходы по соответствующим кодам.
Согласно ст. 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядке отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
Таким образом, учитывая положения вышеуказанных норм права и связанных с ними нормативно-правовых документов, условия оспариваемого соглашения и порядок его исполнения сторонами, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что действия муниципального образования по заключению соглашения в целях учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, не противоречат нормам действующего законодательства.
Рассматриваемое соглашение не нарушает прав муниципальных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 5 Соглашения правом распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников, обладают получатели таких средств. Распорядительные кассовые операции производятся в соответствии с предоставленными учреждениями платежными документами без предварительного санкционирования.
При этом, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и при не представлении истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в целях получения прибыли от хозяйственной деятельности.
Поскольку нормы законов, обозначенные в качестве основания иска при совершении оспариваемой сделки не нарушены, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в силу ст. 15, 168, 170 АПК РФ нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене.
На основании вышеизложенного, кассационная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Белгородской области о признании недействительным соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, заключенного ответчиками 11.01.2010.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287; ст. 288; ст. 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 по делу N А08-6249/2010 отменить.
В иске заместителю прокурора Белгородской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядке отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
...
Рассматриваемое соглашение не нарушает прав муниципальных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 5 Соглашения правом распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников, обладают получатели таких средств. Распорядительные кассовые операции производятся в соответствии с предоставленными учреждениями платежными документами без предварительного санкционирования.
При этом, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и при не представлении истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в целях получения прибыли от хозяйственной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2012 г. N Ф10-1299/12 по делу N А08-6249/2010