Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Толкачевой И.Ю. Чистовой И.В. Сладкопевцевой Н.Г. |
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика: |
Черных Р.Н. (дов. N 29 от 22.12.2011); |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А14-7960/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее - УФСИН по Воронежской области), ОГРН 1033600007055, г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть"), ОГРН 1023602243037, г. Воронеж, о взыскании неосновательного обогащения в сумме 511 899 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 (судья Шулепова Л.В.) исковые требование удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 (судьи Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Владимирова Г.В.) указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 26.12.2011 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своего представителя в суд округа не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, 15.02.2010 между МКП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация) и УФСИН России по Воронежской области (абонент) был заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 000341/58 (т.1 л.д.7-10), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу тепловой энергии и горячей воды абоненту через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) энергоснабжающей организации, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать предусмотренный контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В п. 5.3 названного контракта стороны предусмотрели, что при отсутствии приборов учета количество тепловой энергии, потребляемой абонентом, рассчитывается ежемесячно по Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителе в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003, с учетом фактических температур наружного воздуха, а также с учетом нормативной величины тепловых потерь и теплоносителя на участке сетей от границы раздела (приложение N 2) до объектов теплопотребления абонента.
Судами установлено, что во исполнение условий вышеуказанного государственного контракта N 000341/58 от 15.02.2010 МКП "Воронежтеплосеть" в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 осуществляло теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 73а.
При этом за указанный период УФСИН по Воронежской области на основании соответствующих актов, полученных от МКП "Воронежтеплосеть" (т.1 л.д.15, 17, 19, 21), произвело оплату потребленной тепловой энергии на общую сумму 943 563 руб. 74 коп., что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями (т.1 л.д.16, 18, 20, 22).
Считая, что расчет потребленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета должен производиться на основании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и постановления Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления", а не на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003, как это было предусмотрено в п. 5.3 государственного контракта N 000341/58 от 15.02.2010, ссылаясь на то, что полученная МКП "Воронежтеплосеть" сумма 511 899 руб. 40 коп., составляющая разницу между фактически произведенной оплатой за теплоснабжение и суммой, подлежащей уплате в соответствии с нормативами потребления, является неосновательным обогащением энергоснабжающей организации, УФСИН по Воронежской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
Согласно п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием приборов учета в многоквартирном жилом доме N 73а по ул. Ростовской в г. Воронеже расчет потребленной истцом тепловой энергии и горячей воды за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 произведен в соответствии с п. 5.3 государственного контракта N 000341/58 от 15.02.2010 на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 N 1612 "Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения" утверждены нормативы потребления горячей воды для потребителей-граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил N 307, Правил N 306 в отсутствие приборов учета потребленного коммунального ресурса, что, как установлено судами, имело место в настоящем случае, количество поставляемой тепловой энергии и горячей воды подлежит определению в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, которые учитываются при расчете размера платы за эти услуги.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае расчет потребленной тепловой энергии и горячей воды следовало производить по нормативам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 N 1612 "Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения", а не в соответствии с условиям п. 5.3 государственного контракта N 000341/58 от 15.02.2010.
В этой связи, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленный истцом расчет платы за поставленную тепловую энергию в период с 01.01.2010 по 31.12.2010, согласно которому указанная плата должна составлять в соответствии с нормативами потребления 431 644 руб. 30 коп., суды признали его правильным.
Фактически истцом заявлено требование о возврате исполненного по сделке, противоречащей в части цены вышеприведенным нормам права. Согласно ст. 1103 ГК РФ к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения в случае, если иное не установленного Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
С учетом обстоятельств дела и разъяснений, содержащихся в п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 11.01.2000 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует признать правомерным вывод судов о том, что разница между фактически произведенной истцом оплатой (943 563 руб. 74 коп.) и суммой, подлежащей уплате в соответствии с нормативами потребления (431 644 руб. 30 коп.), составляющая 511 899 руб. 40 коп., является неосновательным обогащением МКП "Воронежтеплосеть".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что УФСИН по Воронежской области не является исполнителем коммунальных услуг, был известен судам, оценивался ими и обоснованно отклонен по мотивам, изложенным в судебных актах.
При этом суды сослались на следующее.
Согласно п. 3 названных Правил N 307 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором и т.п.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между УФСИН по Воронежской области, действующим от имени собственника жилого фонда, и гражданами, проживающими в квартирах дома N 73а по ул. Ростовская в г. Воронеже, заключены договоры (т.1 л.д.112-113, 115-116, 118-119, 121-122, 124-125), оформленные в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315.
В пункте 5 раздела 2 данных договоров предусмотрены обязанности УФСИН по Воронежской области как исполнителя коммунальных услуг, в том числе обязанности по обеспечению нанимателей предусмотренными в настоящем договоре коммунальными услугами надлежащего качества (п."ж"), по контролю за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (п."з"), по информированию граждан об изменении тарифов на коммунальные услуги (п."и"), по проведению перерасчета платы за коммунальные услуги (п. "к".)
В соответствии с п. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Придя к выводу о том, что УФСИН по Воронежской области приобретало тепловую энергию по государственному контракту N 000341/58 от 15.02.2010 не для продажи, а для поставки гражданам по договорам, оформленным в соответствии с типовым договором социального найма, суды первой и апелляционной инстанций указали, что в целях оказания услуг по отпуску тепловой энергии и горячей воды жильцам дома N 73а по ул. Ростовская в г. Воронеже УФСИН по Воронежской области фактически выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг и обоснованно применили к отношениям сторон положения Жилищного кодекса РФ.
Довод кассационной жалобы о непредставлении истцом доказательств оплаты ему гражданами коммунальных услуг не может быть принят во внимание как не имеющий правового значения для настоящего спора.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А14-7960/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.В. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 раздела 2 данных договоров предусмотрены обязанности УФСИН по Воронежской области как исполнителя коммунальных услуг, в том числе обязанности по обеспечению нанимателей предусмотренными в настоящем договоре коммунальными услугами надлежащего качества (п."ж"), по контролю за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (п."з"), по информированию граждан об изменении тарифов на коммунальные услуги (п."и"), по проведению перерасчета платы за коммунальные услуги (п. "к".)
В соответствии с п. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Придя к выводу о том, что УФСИН по Воронежской области приобретало тепловую энергию по государственному контракту N 000341/58 от 15.02.2010 не для продажи, а для поставки гражданам по договорам, оформленным в соответствии с типовым договором социального найма, суды первой и апелляционной инстанций указали, что в целях оказания услуг по отпуску тепловой энергии и горячей воды жильцам дома N 73а по ул. Ростовская в г. Воронеже УФСИН по Воронежской области фактически выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг и обоснованно применили к отношениям сторон положения Жилищного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2012 г. N Ф10-1343/12 по делу N А14-7960/2011