См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2011 г. N Ф10-3316/11 по делу N А62-9/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Маненкова А.Н. |
судей: |
Киселевой О.В. |
|
Леоновой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Прокуратура Смоленской области |
Ермаченкова С.А. - прокурор, удостоверение |
от ответчиков: Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области
Общество с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково" |
Сосонкина В.С. - главный специалист по юридическим вопросам (доверенность от 08.06.2011 N 25) Корначева С.А. - представитель (доверенность от 18.06.2012 N 1435)
Представитель не явился, извещен надлежаще |
от третьих лиц: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2012 г. (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 г. (судьи Рыжова Е.В., Можеева Е.И., Юдина Л.А.) по делу N А62-9/2011,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Смоленской области, (далее - Прокуратура), г. Смоленск, ОГРН 1036758306419, обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, г. Дорогобуж Смоленской области, ОГРН 1026700538578, и Обществу с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково" (далее - ООО "КСП "Струково"), д. Струково Дорогобужского района Смоленской области, ОГРН 1076726000900, о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 11.07.2008 N 114/08 ДЦ с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, общей площадью 18 132 917 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, сельское поселение Фрунзенское, отделение "Струково", и о применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле привлечены Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, г. Смоленск, ОГРН 1076731007143, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области (ФБУ "Кадастровая палата"), г. Смоленск, ОГРН 1026701442283, и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, г. Смоленск, ОГРН 1096731006855.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Прокуратуры Смоленской области - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2011 решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2012 при повторном рассмотрении дела в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 решение оставлено без изменений.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Прокуратура Смоленской области подала кассационную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу N А62-9/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Прокуратура в жалобе ссылается на нарушения статей 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; указывает, что согласно плану лесонасаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза, таксационному описанию, ведомостям поквартальных итогов распределения площадей по категориям земель и общих запасов насаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза, ответам Департамента Смоленской области по лесному хозяйству, областное государственное учреждение "Смоленское управление лесничествами", ответу лесничего Дорогобужского лесничества, выписке из государственного лесного реестра от 08.04.2011 N 32 спорный земельный участок включает земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации; полагает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание письма начальника территориального отдела N 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области Малининой О.С., которая 08.02.2008 и 22.05.2008 в адрес Главы муниципального образования "Дорогобужский район" Ерастенкова В.В. и исполняющего обязанности Главы администрации Власова В.И. направляла уведомления о том, что земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 по виду угодий имеет земли под лесными насаждениями, которые согласно распоряжению Администрации Смоленской области N 1035-р/адм от 05.12.2007 отнесены к категории земель лесного фонда, в связи с чем необходимо учесть данные государственного кадастрового учета при предоставлении вышеуказанного земельного участка; указала, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации, принятого в порядке, определенном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р/адм "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций" в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством к землям лесного фонда были отнесены участки земель общей площадью 1 090 794 га, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, по перечню согласно приложению к распоряжению; в перечне участков указан участок общей площадью 39 927 га в Дорогобужском сельском лесхозе, считает, что оспариваемый договор купли-продажи заключен в нарушение требований земельного и лесного законодательства и является ничтожной (недействительной) сделкой, Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области незаконно распорядилась спорным земельным участком, в состав которого входят земли лесного фонда, превысив предоставленные законом полномочия, тем самым нарушив права и законные интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы жалобы.
Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области возражала против удовлетворения жалобы, просила судебные акты оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения, сообщила, что спорный земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18 132 917 кв.м, был сформирован надлежащим образом и поставлен на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровым планом земельного участка сослался на выписку из государственного земельного кадастра от 15.10.2007 N 06/07-02-1274, в которой указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и содержащую информации о каких-либо обременениях участка, а также о том, что на данном земельном участке имеются участки лесного фонда, никакие изменения в сведения государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не вносились. Из выписки из государственного земельного кадастра от 15.10.2007 N 06/07-02-1274 следует, что земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, состоит их трех самостоятельных земельных участков, сведения о правах и обременениях этого земельного участка отсутствуют (том 1, л.д. 33-35).
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в силу следующих обстоятельств.
11.07.2008 между Администрацией муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области и победителем торгов ООО "КСП "Струково") был заключен договор купли-продажи N 114/08 ДЦ земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 общей площадью 18 132 917 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, сельское поселение Фрунзенское, отделение "Струково".
Указанный земельный участок 17.07.2008 передан по акту приема-передачи покупателю (том 1, л.д. 13).
Прокуратура полагает, что сделка совершена с нарушением требований земельного и лесного законодательства, администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области превысила предоставленные законом полномочия, распорядившись земельным участком, в состав которого входят земли лесного фонда.
Суд первой инстанции правильно установил, что согласно кадастровому плану земельного участка от 15.10.2007 N 06/07-02-1274, земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18 132 917 кв.м, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения (том 1, л.д. 33-35).
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, и предусмотрены основания такого перевода
При судами этом правильно приняты во внимание положения пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающие перевод земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18 132 917 кв.м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда, в материалы дела Прокуратурой, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
Суд первой инстанции вынесении решения правильно применил часть 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в которой сказано, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведений об объекте недвижимости.
И при вынесении решения суд исходил из того, что частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета; при этом заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости) и кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости); а статьями 24, 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлены особенности кадастрового учета отдельных объектов недвижимости; статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определен порядок исправления органом кадастрового учета технических ошибок.
Суд первой инстанции правильно указал, что действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка как участка земель сельскохозяйственного назначения никем не оспорены и не признаны недействительными.
Спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а относится к землям сельскохозяйственного назначения. В графах 8.1 и 8.2 кадастрового плана спорного земельного участка от 27.04.2010, от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 22.03.2010, от 24.08.2010, от 03.02.2011 указана категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; в строке 15 формы КВ.1 кадастровых планов от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 22.03.2010, от 03.02.2011 (сведения о правах), выданных как раньше совершения сделки купли-продажи земельного участка, так и позднее, какие-либо отметки отсутствуют, в строке 16 формы КВ.1 (особые отметки) указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания; форма КВ.3 кадастровых паспортов от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010 и от 03.02.2011 содержит сведения только о частях земельного участка и не содержит сведений об обременениях земельного участка (том 3, л.д. 31-36, 38-43, 44-49, 51-56, 57, 62, 71-76, 131-136).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций право собственности ООО "КСП "Струково" на спорный земельный участок зарегистрировано Дорогобужским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области 15.08.2008; право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 399270000 кв.м в границах Дорогобужского района Смоленской области зарегистрировано 20.04.2001, то есть значительно раньше (том 1, л.д. 12; том 4, л.д. 7).
Суды указали, что из сведений, содержащихся в кадастровом деле относительно лесного участка площадью 399 270 000 кв.м в границах Дорогобужского района Смоленской области, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 20.04.2001, следует, что указанный участок поставлен на кадастровый учет 19.05.2010, с присвоением ему кадастрового номера 67:06:0000000:206, в графе 15 формы КВ.1 кадастровых выписок от 18.05.2010, от 28.07.2010, от 20.08.2010, от 17.02.2011, от 31.03.2011, от 15.08.2011 указан вид права "Государственная собственность", в графе 16 - "В АИС ГКН отсутствуют данные для изготовления формы КВ.2. Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании" (том 4, л.д. 7, 10, 12, 14, 17, 20).
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что как на момент проведения государственной регистрации права собственности ООО "КСП "Струково" на спорный земельный участок, так и в настоящий момент в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют какие-либо сведения об обременениях (ограничениях) оборотоспособности спорного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой также не внесены сведения о том, что на спорном земельном участке имеются участки лесного фонда. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из кадастрового паспорта от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010 и от 03.02.2011 (том 3, л.д. 31-36, 38-43, 44-49, 51-56, 57, 62, 71-76, 131-136).
Суды правильно не приняли во внимание рассматриваемые доводы жалобы, потому, что описание планов лесонасаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза и таксационного описания ведомостей поквартальных итогов распределения площадей по категориям земель не содержит сведений о том, что оно является приложением к свидетельству о праве собственности Российской Федерации на участки лесного фонда.
Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие перевод земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18 132 917 кв.м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда, в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в материалы дела истцом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу А62-9/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что из сведений, содержащихся в кадастровом деле относительно лесного участка площадью 399 270 000 кв.м в границах Дорогобужского района Смоленской области, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 20.04.2001, следует, что указанный участок поставлен на кадастровый учет 19.05.2010, с присвоением ему кадастрового номера 67:06:0000000:206, в графе 15 формы КВ.1 кадастровых выписок от 18.05.2010, от 28.07.2010, от 20.08.2010, от 17.02.2011, от 31.03.2011, от 15.08.2011 указан вид права "Государственная собственность", в графе 16 - "В АИС ГКН отсутствуют данные для изготовления формы КВ.2. Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании" (том 4, л.д. 7, 10, 12, 14, 17, 20).
...
Суды правильно не приняли во внимание рассматриваемые доводы жалобы, потому, что описание планов лесонасаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза и таксационного описания ведомостей поквартальных итогов распределения площадей по категориям земель не содержит сведений о том, что оно является приложением к свидетельству о праве собственности Российской Федерации на участки лесного фонда.
Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие перевод земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18 132 917 кв.м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда, в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в материалы дела истцом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2012 г. N Ф10-3316/11 по делу N А62-9/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3316/11
28.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-888/12
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3316/11
16.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2449/11