Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Степиной Л.В. |
Судей: |
|
Стрегелевой Г.А. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Власенко Виктора Петровича (Брянская область, г. Унеча, ОГРНИП 304325334500244, ИНН 323103188544); |
|
- Курбатова Д.В. - представителя по доверенности от 16.11.2011 б/н; |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. 3 Июля, д. 27) |
|
- Маломиной Е.А. - представителя по доверенности от 18.04.2012 N 15-48/9420; |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.02.2012 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А.) по делу N А09-8707/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Власенко Виктор Петрович (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 29.09.2011 N 09/008/2011-421 в государственной регистрации права собственности на административное здание (офис), назначение: нежилое, инв. N 14092, литер А, общей площадью 1488,2 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Унечский район, г. Унеча, ул. Первомайская, д. 1, а также об обязании Управление произвести государственную регистрацию права собственности индивидуального предпринимателя Власенко В.П. на указанный объект недвижимости (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.02.2012 заявление индивидуального предпринимателя Власенко В.П., удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление по настоящему делу и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как установлено судом, индивидуальный предприниматель Власенко В.П. обратился в Управление Росреестра по Брянской области для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Управление, посчитав, что предпринимателем представлен не полный пакет документов, необходимый для процедуры государственной регистрации, приостановило регистрацию права собственности на заявленный объект и предложило представить дополнительные документы, устанавливающие наличие (возникновение) права собственности на недвижимое имущество, а также оплатить государственную пошлину.
В связи с тем, что индивидуальный предприниматель Власенко В.П. не представил регистрирующему органу необходимые документы, 29.09.2011 ему было отказано в государственной регистрации права собственности.
Заявитель, посчитав, что отказ Управления является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, оспорил этот отказ в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2 и 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 1 статьи 13 Закона о госрегистрации указан порядок проведения государственной регистрации, в соответствии с которым регистратором осуществляется прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации возникновения права собственности, согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 17 Закон о госрегистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, в силу пункта 1 статьи 18 упомянутого Федерального закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Статья 20 Закона о госрегистрации содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ и индивидуальным предпринимателем Власенко В.П. заключен договор от 01.03.2003 N 317 о срочном пользовании земельным участком, расположенным в полосе отвода железной дороги, в соответствии с которым предпринимателю передан в пользование земельный участок площадью 7000 кв.м на срок до 05.07.2006. Земельный участок предоставлялся под производственные объекты, приобретенные заявителем по договору купли-продажи у Мглинского РАЙПО на ст. Унеча в районе 41 пути.
ОАО "Российские железные дороги" разрешило предпринимателю проектирование и строительство на территории бывшей базы Мглинского РАЙПО в г. Унеча складских помещений, административного здания, гаражей.
Распоряжением администрации Унечского района Брянской области от 10.12.2003 N 1162-р предпринимателю разрешено проектирование административного здания (офиса) на указанном земельном участке.
08.10.2007 Унечской городской администрацией заявителю выдано разрешение N 124 на строительство административного здания (офиса), расположенного по адресу: Брянская область, г. Унеча, железнодорожный узел станции Унеча.
Между ОАО "Российские железные дороги" и индивидуальным предпринимателем Власенко В.П. 01.11.2008 заключен договор субаренды земельного участка сроком до 31.12.2013, по условиям которого предпринимателю передан в аренду земельный участок площадью 7410 кв. м, находящийся по адресу: Брянская область, г. Унеча, железнодорожный узел станции Унеча, в целях эксплуатации и использования зданий склада и лаборатории, не связанных со строительством.
На данном земельном участке расположены объекты, принадлежащие Власенко В.П. на праве собственности.
23.07.2009 Унечской городской администрацией предпринимателю выдано разрешение N RU 32527101-318 на строительство третьего этажа к административному зданию (офису), а 03.11.2009 выдано разрешение NRU 32527101-244 на ввод в эксплуатацию построенного административного здания.
Распоряжением администрации от 13.05.2011 N 301 данному административному зданию (офису) присвоен адрес: Брянская область, г. Унеча, ул. Первомайская, д. 1.
29.07.2011 индивидуальный предприниматель Власенко В.П. обратился в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание (офис), назначение: нежилое, инвентарный номер 14092, литер А, общей площадью 1488,2 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Унечский р-н, г. Унеча, ул. Первомайская, д. 1, приложив соответствующие документы.
Однако, Управление отказало в государственной регистрации, указав, что земельный участок, находящийся в субаренде у предпринимателя, не предназначен для строительства новых объектов недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, и пришли к выводу, что представленные на госрегистрацию документы оформлены в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами местного самоуправления в пределах их компетенции, подтверждают право собственности на заявленный объект недвижимости.
При этом суды правильно приняли во внимание, что в силу пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура выдачи разрешения на строительство предусматривает проверку органами местного самоуправления всех необходимых документов, в данном случае и наличие полномочий у исполняющего обязанности начальника Брянского отделения ОАО "РЖД", который в письме N 10 от 05.11.2003 дал согласие на проектирование и строительство указанного объекта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Учитывая, что закон не содержит запрета на использование земельного участка полосы отвода железной дороги под строительство административного здания, суды обеих инстанций при вышеуказанных обстоятельствах правомерно признали отказ Управления Росреестра по Брянской области не соответствующим основаниям, указанным в статье 20 Закона о госрегистрации.
Суды отклонили ссылку госрегистратора на неуплату предпринимателем государственной пошлины, так как 18.01.2012 государственная пошлина уплачена.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по сути, являются позицией Управления по настоящему спору и не опровергают правильность выводов суда.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.02.2012 и постановление Двадцатого апелляционного арбитражного суда от 16.04.2012 по делу N А09-8707/2011, оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, и пришли к выводу, что представленные на госрегистрацию документы оформлены в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами местного самоуправления в пределах их компетенции, подтверждают право собственности на заявленный объект недвижимости.
При этом суды правильно приняли во внимание, что в силу пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура выдачи разрешения на строительство предусматривает проверку органами местного самоуправления всех необходимых документов, в данном случае и наличие полномочий у исполняющего обязанности начальника Брянского отделения ОАО "РЖД", который в письме N 10 от 05.11.2003 дал согласие на проектирование и строительство указанного объекта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Учитывая, что закон не содержит запрета на использование земельного участка полосы отвода железной дороги под строительство административного здания, суды обеих инстанций при вышеуказанных обстоятельствах правомерно признали отказ Управления Росреестра по Брянской области не соответствующим основаниям, указанным в статье 20 Закона о госрегистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 июля 2012 г. N Ф10-2120/12 по делу N А09-8707/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11632/12
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11632/12
27.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11632/12
23.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2120/12
16.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1244/12
09.02.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8707/11