Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. Стрегелевой Г.А. |
|
|
При участии в заседании: |
|
от ООО "Цент-Капитал" (ОГРН 1073250002100; 241000, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 136 Б) |
Каверина И.А. - представителя (доверен. от 15.03.2012 г. по делу N А09-7153/2011), |
от администрации Брянской области (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 33)
от Управления имущественных отношений Брянской области (241002, г. Брянск, б-р Гагарина, д. 25) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 г. (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 г. (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А09-7153/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Капитал" (далее - ООО "Центр-Капитал") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Брянской области и Управлению имущественных отношений Брянской области о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 2 400 кв.м. в аренду без проведения торгов; признании незаконным отказа (решения) Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в аренду без проведения торгов, изложенного в письме от 11.10.2011 г. N 12979; признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в неутверждении и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязании Управления устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления ООО "Центр-Капитал" и принятия решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов с приложением проекта его границ (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте) (уточненное заявление).
Решением арбитражного суда от 30.01.2012 г. заявленные требования удовлетворены частично. Отказ (решение) Управления в предоставлении ООО "Центр-Капитал" земельного участка площадью 2 400 кв. м., прилегающего к административному зданию, расположенному по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, в аренду сроком на 33 года без проведения торгов, изложенный в письме от 11.10.2011 г. N 31-12979, признан недействительным. Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр-Капитал".
В остальной части заявленные требования к Управлению имущественных отношений Брянской области и администрации Брянской области оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в виду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснение представителя ООО "Центр-Капитал", судебная коллегия считает, что обжалуемые решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр-Капитал" является собственником административного здания общей площадью 2 141,60 кв.м. (инв. N 1672/04) лит. Г, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.12.2007 г. серии 32-АГ N 277143.
20.07.1995 г. между ООО "Центр-Капитал" и Управлением заключен договор аренды земельного участка N 1709, находящегося в государственной собственности, а также 01.11.2008 г. заключено дополнительное соглашение, согласно которому Управление (арендодатель) передает обществу (арендатору) сроком на 35 лет и 8 месяцев земельный участок с кадастровым номером 32:28:041601:21 площадью 39 609 кв.м., расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский р-н, пер. Московский, д. 7, для размещения и эксплуатации вышеназванного здания.
В дальнейшем между ООО "Центр-Капитал" (арендодатель) и УВД по Брянской области (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества от 11.03.2011 г. N 107/03-11, на основании которого часть помещений общей площадью 1 011,4 кв.м. в здании вышеуказанного административного корпуса передана в аренду для размещения многофункционального регистрационно-экзаменационного комплекса МРЭО УГИБДД УВД по Брянской области.
Для осуществления целевого использования арендатором вышеназванного здания ООО "Центр-Капитал" 04.07.2011 г. обратилось в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 2 400 кв.м. в аренду сроком на 33 года в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ.
Указанное заявление рассмотрено на заседании областной земельной комиссии и решением от 21.09.2011 г. рекомендовано предоставить испрашиваемый земельный участок путем проведения торгов на право заключения договора аренды.
В ответ на заявление ООО "Центр-Капитал" от 04.07.2011 г. о предоставлении земельного участка Управление письмом от 11.10.2011 г. направило в адрес общества решение областной земельной комиссии от 21.09.2011 г.
Расценив указанные действия Управления как решение об отказе в предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ, последний обжаловал их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с требованиями указанной нормы закона граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Брянска, осуществляется в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 г. N 641.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области в сфере управления государственным имуществом - управлением имущественных отношений Брянской области.
Подпунктами 2.4.1-2.4.4 Порядка определено, что при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица обращаются в управление с соответствующим заявлением.
В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право.
Управление принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с приложением проекта его границ.
Согласно пункту 1.9 Порядка в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо управления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, за свой счет обеспечивает выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, ООО "Центр-Капитал" обратилось в уполномоченный орган.
Решение областной земельной комиссии от 21.09.2011 г. о порядке распоряжения указанным земельным участком не соответствует требованиям статьи 34 ЗК РФ.
В частности, как следует из содержания решения, комиссией рекомендовано предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок только путем проведения торгов на право заключения договора аренды этого земельного участка.
Вместе с тем, статьей 34 ЗК РФ установлен порядок, в соответствии с которым земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются заинтересованным лицам без проведения торгов.
Нормативные правовые акты о порядке распоряжения земельными участками, принятые субъектом Российской Федерации (Брянская область), также не содержат требований о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, исключительно путем проведения торгов.
Кроме того, на дату принятия областной земельной комиссией решения от 21.09.2011 г. испрашиваемый земельный участок в установленном порядке сформирован не был и с заявлением о предоставлении этого участка обратилось только одно лицо.
Указанные обстоятельства также исключают возможность предоставления ООО "Центр-Капитал" спорного земельного участка путем проведения торгов.
Учитывая изложенное, действия Управления имущественных отношений Брянской области, связанные с направлением в адрес ООО "Центр-Капитал" вышеназванного решения областной земельной комиссии в ответ на заявление общества о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, суд обоснованно расценил как решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении заявителю этого земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах спора решение Управления имущественных отношений Брянской области, направленное на предоставление ООО "Центр-Капитал" в аренду спорного земельного участка только путем проведения соответствующих торгов, судом обоснованно признано недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Требования ООО "Центр-Капитал" о признании незаконным бездействия уполномоченного органа по непринятию решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов и невыдаче заявителю утвержденной схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, направленные к Управлению имущественных отношений Брянской области и администрации Брянской области, судом оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем, заявителем кассационной жалобы состоявшиеся по настоящему делу судебные акты обжалуются в полном объеме.
Кассационная жалоба в этой части также не подлежит удовлетворению, так как будучи несогласным с судебными актами по настоящему делу и в части отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "Центр-Капитал", Управление имущественных отношений Брянской области каких-либо доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых решения и постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части, не приводит.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества приняты в интересах Управления, а поэтому у последнего отсутствуют правовые основания для их обжалования в этой части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 30.01.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 г. по делу N А09-7153/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение областной земельной комиссии от 21.09.2011 г. о порядке распоряжения указанным земельным участком не соответствует требованиям статьи 34 ЗК РФ.
В частности, как следует из содержания решения, комиссией рекомендовано предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок только путем проведения торгов на право заключения договора аренды этого земельного участка.
Вместе с тем, статьей 34 ЗК РФ установлен порядок, в соответствии с которым земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются заинтересованным лицам без проведения торгов.
Нормативные правовые акты о порядке распоряжения земельными участками, принятые субъектом Российской Федерации (Брянская область), также не содержат требований о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, исключительно путем проведения торгов.
Кроме того, на дату принятия областной земельной комиссией решения от 21.09.2011 г. испрашиваемый земельный участок в установленном порядке сформирован не был и с заявлением о предоставлении этого участка обратилось только одно лицо.
Указанные обстоятельства также исключают возможность предоставления ООО "Центр-Капитал" спорного земельного участка путем проведения торгов.
Учитывая изложенное, действия Управления имущественных отношений Брянской области, связанные с направлением в адрес ООО "Центр-Капитал" вышеназванного решения областной земельной комиссии в ответ на заявление общества о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, суд обоснованно расценил как решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении заявителю этого земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2012 г. N Ф10-2631/12 по делу N А09-7153/2011