См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2012 г. N Ф10-1610/12 по делу N А08-7243/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "ЭФКО Пищевые Ингредиенты" 309850, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Фрунзе, д. 4 ОГРН 1023602242520 |
Бабич А.И. - представителя, дов. от 09.11.2011 б/н |
от Белгородской таможни 308000, г. Белгород, ул. Н.Чумичова, д. 9а ОГРН 1023101682966 |
Каменского В.В. - представителя, дов. N 03-51/155 от 10.10.2011; Мухачевой Е.С. - представителя, дов. N 03-50/61 от 28.05.2012 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЭФКО Пищевые Ингредиенты" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2011 (судья Назина И.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-7243/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭФКО Пищевые Ингредиенты" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Белгородской таможни об отказе в выпуске товаров по таможенной декларации N 10101010/150911/0001276 от 15.09.2011, содержащегося в письме о предоставлении информации N 58-18/43 от 16.09.2011 и оформленное в виде проставления штампа "Отказано в выпуске" под номером 2 в графе "С" основного листа ДТ (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно применил к спорным правоотношениям положения п. 5 ст. 330 ТК РФ в редакции Федерального закона N 58-ФЗ от 09.04.2009 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также п. 2 ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", т.к. спорные правоотношения между Обществом и таможенным органом возникли в момент уплаты авансовых платежей, т.е. в 2007 году. Общество полагает, что истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим внесенных денежных средств и не может являться основанием для прекращения права собственности на них и дальнейшего распоряжения ими.
В отзыве на кассационную жалобу Белгородская таможня просит кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, кассационная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Общество платежным поручением N 579 от 04.09.2007 перечислило на счет Белгородской таможни в УФК МФ по г. Москве в качестве авансового платежа 5 000 000 руб.
15.09.2011 Обществом на Алексеевский таможенный пост подана декларация на товары N 10101010/150911/0001276, в которой одним из платежных документов об уплате таможенных платежей было указано платежное поручение N 579 от 04.09.2007.
Белгородская таможня в письме N 58-18/43 от 16.09.2011 отказала в выпуске товаров по ДТ N 10101010/150911/0001276 в связи с отсутствием денежных средств на счету Белгородской таможни по платежному поручению N 579 от 04.09.2007, поскольку они учтены в составе прочих неналоговых доходов Федерального бюджета ввиду того, что со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства прошло более трех лет и использование денежных средств не производилось.
В графе "С" основного листа декларации на товары должностным лицом Белгородской таможни проставлен штамп "отказано в выпуске".
Полагая, что решения Белгородской таможни об отказе в выпуске товаров по таможенной декларации N 10101010/150911/0001276 от 15.09.2011 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (п. 3 ст. 330 ТК РФ).
Согласно п. 5 ст. 330 ТК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ от 09.04.2009), возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 33 ТК РФ), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Пунктом 9 ст. 355 ТК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ от 09.04.2009) было установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Следовательно, и до изменений внесенных Федеральным законом N 58-ФЗ от 09.04.2009 существовало положение, согласно которому заявление о возврате (зачете) авансовых платежей должно быть подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
В силу п. 5 ст. 330 ТК РФ (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ от 09.04.2009) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующем с 29.12.2010.
Новыми законоположениями включено дополнительное условие для исчисления трехлетнего срока - последнее распоряжения лица об использовании авансовых платежей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что денежные средства в качестве авансовых платежей поступили на счет Белгородской таможни 04.09.2007 по платежному поручению N 579. Списание денежных средств в сумме 5 000 000 руб. в качестве прочих неналоговых доходов федерального бюджета осуществлено Белгородской таможней 11.10.2010.
С заявлением о возврате авансового платежа Общество не обращалось.
С заявлением об использовании авансового платежа Общество обратилось в Белгородскую таможню впервые в сентябре 2011 года, т.е. по истечении трех лет с момента его перечисления.
Таким образом, Общество не распорядилось авансовыми платежами в установленном законом порядке, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном понимании Обществом вышеназванных норм материального права и сводятся к переоценке обстоятельств дела, а также представленных доказательств, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А08-7243/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "ЭФКО Пищевые Ингредиенты" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Следовательно, и до изменений внесенных Федеральным законом N 58-ФЗ от 09.04.2009 существовало положение, согласно которому заявление о возврате (зачете) авансовых платежей должно быть подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
В силу п. 5 ст. 330 ТК РФ (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ от 09.04.2009) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 122 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующем с 29.12.2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 июля 2012 г. N Ф10-1610/12 по делу N А08-7243/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12533/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12533/12
18.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12533/12
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1610/12
11.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1610/12
23.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-221/12