Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Маргеловой Л.М. Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Тулагорводоканал" (300001, г. Тула, Демидовская плотина, д. 8, ОГРН 1087154028004) |
Терехова С.А. - представителя (дов. от 10.01.2012 N 1-юр пост.), Поповой Т.Ф. - представителя (дов. от 18.11.2011 N 114-юр пост.), Подосенова А.А. - дов. от 18.11.2011 N 116-юр пост.),
|
от Муниципального образования город Тула в лице администрации города Тула (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) |
Комарова С.В. - представителя (дов. от 05.07.2011 N 24 пост.), Артемова В.В. - представителя (дов. от 04.07.2012 N 35 пост.), |
от Муниципального образования город Тула в лице Финансового управления администрации города Тула (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) |
Колчевникова В.М. - дов. от 04.05.2010 б/н пост.), |
от третьих лиц Департамента Тульской области по тарифам (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
Тульской городской Думы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) |
Якубовской М.Е. - представителя (дов. от 28.06.2012 N 201д), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Муниципального образования город Тула в лице Финансового управления администрации города Тула, Муниципального образования город Тула в лице администрации города Тула и Тульской городской Думы на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 (судьи Рыжова Е.В., Можеева Е.И., Волкова Ю.А.) по делу N А68-4727/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тулагорводоканал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию город Тула в лице администрации г. Тула, Администрации муниципального образования г. Тула в лице финансового управления администрации города Тула с исковым заявлением о взыскании убытков в сумме 100 852 138 руб. согласно приложенному к иску расчету.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент Тульской области по тарифам и Тульская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 решение суда отменено. Заявленные ОАО "Тулагорводоканал" требования удовлетворены. С Муниципального образования город Тула в лице Финансового управления администрации города Тулы за счет казны Муниципального образования город Тула в пользу открытого акционерного общества "Тулагорводоканал" взысканы убытки в размере 100 852 138 рублей, судебные расходы по оплате комплексной технико-экономической экспертизы в размере 97 200 рублей и государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.
В кассационных жалобах Муниципальное образование город Тула в лице Финансового управления администрации города Тула, Муниципальное образование город Тула в лице администрации города Тула и Тульская городская Дума просят постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией - правопреемником МУП "Тулагорводоканал", основной целью деятельности которой является оказание услуг водоснабжения и водоотведения.
В целях осуществления названной деятельности между истцом и Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы были подписаны договоры аренды имущественного комплекса объектов водоиспользования в соответствии с приложениями к договорам, которые были переданы истцу.
14.05.2009 истцом в адрес Администрации г. Тулы и Департамента Тульской области по тарифам были направлены производственная программа ОАО "Тулагорводоканал" на 2010 год и расчетные материалы для формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2010 год. Названные документы были получены ответчиками 19.05.2009.
Постановлением Администрации г. Тула от 26.11.2009 N 3771 об установлении тарифов и надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки ОАО "Тулагорводоканал" были согласованы производственные программы ОАО "Тулагорводоканал", а также установлены с 01.01.2010 по 31.12.2010: тариф на услугу водоснабжения в размере 10 руб. 20 коп. за 1 куб. м. и надбавка к тарифу на услугу водоснабжения в размере 0, 44 руб. за 1 куб. м. без учета НДС; тариф на услугу водоотведения и очистки сточных вод в размере 3 руб. 60 коп. за 1 куб. м. и надбавка к тарифу на услугу водоотведения и очистки сточных вод в размере 0, 45 руб. за 1 куб. м. без учета НДС.
24.12.2009 Администрацией г. Тулы истцу были направлены плановые калькуляции на услуги водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с которыми предложение истца относительно планового объема реализации на услугу водоснабжения и водоотведения на 2010 для расчета соответствующих тарифов составило: по водоснабжению - 54 612, 5 тыс. куб. м., по водоотведению - 60 214, 1 тыс. куб. м.; предложение Администрации г. Тулы составило 64 280, 03 тыс. куб. м. и 70 761 тыс. куб. м. соответственно. Указанные калькуляции были получены истцом 28.12.2009.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 25.04.2011 N 179-э плановый размер учитываемых при установлении тарифов услуг по водоснабжению и водоотведению, оказываемых ОАО "Тулагорводоканал" потребителям Тульской области на 2011 год, был определен в следующих показателях: объем реализации услуг по водоснабжению - 58 721, 91 тыс. куб. м., объем реализации услуг по водоотведению - 62 605, 4 тыс. куб. м. (рассчитанных исходя из уровня среднего значения фактических объемов реализованных услуг за три предшествующих года - 2007-2009). В удовлетворении остальной части требований ОАО "Тулагорводоканал" было отказано. Органу государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Тульской области по факту представления ОАО "Тулагорводоканал" бухгалтерской и статистической отчетности, а также иных обосновывающих материалов за 2010 и 2011 годы, было предложено произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности (с учетом вышеизложенного п. 1 приказа) и экономической обоснованности расходов ОАО "Тулагорводоканал" по статьям затрат "Недополученный по независящим причинам доход за 2011 год", "Электроэнергия" за 2010 и 2011 годы и, в случае выявления недополученного дохода по независящим причинам, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов на 2010 и 2011 годы, учесть их 2012-2013 годах.
06.05.2011 истец обратился в Администрацию г. Тулы с претензией о возмещении ОАО "Тулагорводоканал" недополученного по независящим причинам дохода за 2010 год, в которой, ссылаясь на Приказ Федеральной службы по тарифам, с учетом признания экономически обоснованной фактической реализации услуг, просил возместить ОАО "Тулагорводоканал" из бюджета муниципального образования г. Тула недополученный им доход за 2010 год по тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения (с надбавкой).
В удовлетворении содержащихся в претензии требований истцу было отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО "Тулагорводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771, которым были установлены тарифы и надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для ОАО "Тулагорводоканал" на 2010 год, вступившее в законную силу, в установленном законом порядке не признано незаконным и не отменено, а оценка его правомерности, в том числе экономической обоснованности установленных им тарифов, выходит за рамки рассмотрения заявленного иска, поскольку подлежит рассмотрению в рамках особого, а не искового производства.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что ничто не препятствовало истцу с момента, когда он узнал об установлении Администрацией города Тулы, по мнению общества, экономически необоснованных тарифов (рассчитанных на основании иных показателей, чем указанных в представленной для согласования производственной программе на 2010 год), обратиться к органу местного самоуправлению, или в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании акта органа местного самоуправления недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на заключение эксперта от 23.04.2012 N 17/5 исходил из того, что заявленные ОАО "Тулагорводоканал" к взысканию убытки возникли в результате противоправного бездействия Администрации города Тулы, состоящего в неисполнении расходных обязательств Муниципального образования город Тула по возмещению ОАО "Тулагорводоканал" выпадающих доходов, образовавшихся в виду наличия разницы между запланированным Администрацией города Тулы и экономически обоснованным объемом реализации услуг ОАО "Тулагорводоканал".
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Регулирование тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно указанному Федеральному закону полномочия по установлению тарифов для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, разделены между Региональной службой по тарифам и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона в редакции, действующей на момент установления тарифов и надбавок к ним, органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Тарифы и надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для ОАО "Тулагорводоканал" на 2010 год были установлены Постановлением Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771 на основании предельного индекса, установленного Департаментом Тульской области по тарифам с учетом заключения ГУП "Тульский региональный центр "Энергосбережение", исходя из расчетного планового объема реализации услуг по водоснабжению в размере 64 280 тыс. куб. м., водоотведению - в размере 70 761 тыс. куб. м.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Оспаривание нормативного правового акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также на наличие полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, осуществляется в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, что постановление Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771 об утверждении тарифов и надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для ОАО "Тулагорводоканал" на 2010 год не оспорено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не было признано недействующим и не отменено, пришел к обоснованному выводу о том, что основания для возложения на публично-правовое образование обязанности по возмещению обществу убытков отсутствуют.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, согласно которой возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные предприятием убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку постановление Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771 в установленном законом порядке не признано незаконным и не отменено, истцом не представлено доказательств принятия экономически необоснованных тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в действиях государственного органа, утвердившего указанные тарифы отсутствует квалифицирующий признак, с которым законодатель связывает применение статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно отказал ОАО "Тулагорводоканал" в удовлетворении требований о взыскании убытков в сумме 100 852 138 руб.
На основании изложенного, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а кассационные жалобы Муниципального образования город Тула в лице Финансового управления администрации города Тула, Муниципального образования город Тула в лице администрации города Тула и Тульской городской Думы - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 283, п. 5 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационные жалобы Муниципального образования город Тула в лице Финансового управления администрации города Тула, Муниципального образования город Тула в лице администрации города Тула и Тульской городской Думы удовлетворить.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А68-4727/2011 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Тульской области от 18.10.2011.
Отменить приостановление исполнения постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А68-4727/2011, принятое определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.07.2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, установив, что постановление Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771 об утверждении тарифов и надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для ОАО "Тулагорводоканал" на 2010 год не оспорено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не было признано недействующим и не отменено, пришел к обоснованному выводу о том, что основания для возложения на публично-правовое образование обязанности по возмещению обществу убытков отсутствуют.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, согласно которой возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные предприятием убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку постановление Администрации г. Тулы от 26.11.2009 N 3771 в установленном законом порядке не признано незаконным и не отменено, истцом не представлено доказательств принятия экономически необоснованных тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в действиях государственного органа, утвердившего указанные тарифы отсутствует квалифицирующий признак, с которым законодатель связывает применение статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно отказал ОАО "Тулагорводоканал" в удовлетворении требований о взыскании убытков в сумме 100 852 138 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2012 г. N Ф10-2571/12 по делу N А68-4727/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2571/12
30.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13766/12
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13766/12
09.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2571/12
17.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6061/11
15.02.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6061/11