Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя - ООО "Агат", ОГРН 1096816000951 |
Тафинцев А.И. - представитель, дов. 10.01.2012 N 1 |
от заинтересованного лица -Управление сельского хозяйства Тамбовской области |
Иванов С.В. - представитель, дов. N 11 от 06.08.2012 Гладышев В.М. - представитель, дов. N 3 от 24.05.2012 |
от третьих лиц не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011 (судья Тишин А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (судьи Донцова П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А64-6958/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - ООО "Агат", Общество), Тамбовская обл., Ржаксинский район, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление) от 14.09.2010 в выплате ООО "Агат" субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засухи), и об обязании Управления выплатить Обществу субсидию в сумме 1909590 руб. за счет средств казны областного бюджета (уточненные требования).
Третьими лицами по делу привлечены Администрация Ржаксинского района Тамбовской области и Финансовое управление Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012, требования Общества удовлетворены частично. Отказ Управления от 14.09.2010 в выплате Обществу субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засухи), признан незаконным. С Управления в пользу ООО "Агат" взыскана субсидия в размере 1179780 руб. за счет средств казны областного бюджета. В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ООО "Агат" с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить принятые решение и постановление без изменения как законные и обоснованные.
Третьи лица - Администрация Ржаксинского района Тамбовской области и Финансовое управление Тамбовской области надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Управления и Общества, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 24.11.2011 и постановление от 17.04.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд Тамбовской области по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, Общество "Агат" учреждено решением единственного участника от 06.10.2009. В ЕГРЮЛ ООО "Агат" зарегистрировано как юридическое лицо 13.10.2009.
01.02.2010 Общество заключило с собственниками земельных долей (паев)-физическими лицами договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с множественностью лиц на стороне арендодателя, согласно которому участники общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 65 961 170 кв.м, кадастровый номер 68:16:0000000:0140, расположенный по адресу: Тамбовская обл., Ржаксинский район, с. Лукино, ООО "Лукино", приняли решение о выделении земельного участка общей площадью 41 810 000 кв.м, кадастровый номер 68:16:0000000:173, вид назначения - для производства сельскохозяйственной продукции, в счет 565 земельных долей в праве общей долевой собственности, с целью передачи в аренду ООО "Агат".
По акту приема-передачи от 01.02.2010 земельный участок площадью 41810000 кв.м передан во владение и пользование Обществу.
Ссылаясь на то, что согласно акту от 03.07.2010 обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (аномально высокая температура, суховей, засуха) в период с апреля по июль 2010 года на полях Общества "Агат" полностью погибла озимая пшеница на площади 370 га, причинив Обществу ущерб в сумме 2423 тыс. руб.; согласно акту от 25.08.2010 обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в период с апреля по август 2010 года, на полях Общества площадью 1218 га погибли яровая пшеница, ячмень, горох, гречиха, картофель, подсолнечник, причинив ущерб в размере 37191 тыс. руб., Общество обратилось в Управление сельского хозяйства Тамбовской области за получением в 2010 году предоставляемых в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 24.08.2010 N 1012 субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь, понесенных вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха).
Письмом N 01-04 от 14.09.2010 Управление отказало Обществу в выплате государственной поддержки в виде субсидий, ссылаясь на то что в соответствии с п. 1 Правил предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха), утвержденных постановлением администрации области от 24.08.2010 N 1012, указанные субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям. Статус сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". ООО "Агат" не включено в Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях получения ими государственной поддержки, утвержденный приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 24.05.2010 N 59; отсутствуют данные, подтверждающие долю дохода Общества от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Полагая, что отказ от 14.09.2010 является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что отчетный период у ООО "Агат" в силу п. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) составляет с 13.10.2009 по 31.12. 2010, имеется бухгалтерский баланс на 01.01.2011, из которого следует, что доля дохода ООО "Агат" от реализации сельскохозяйственной продукции за 2010 год составила более 94,9%, а поэтому ссылка Управления на то, что не подтвержден факт отнесения Общества к сельскохозяйственным товаропроизводителям, не верна.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В силу пунктов 1.1, 3.1 Положения об управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 01.08.2006 N 877, Управление сельского хозяйства Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, который разрабатывает и представляет на рассмотрение в установленном порядке проекты нормативных правовых актов области в сфере поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе программы и проекты в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства; реализует и контролирует в пределах компетенции областные целевые и другие программы и мероприятия в сфере поддержки сельскохозяйственного производства.
Таким образом, рассмотрение заявления ООО "Агат" на получение в 2010 году в соответствии с постановлением администрации области от 24.08.2010 N 1012 субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь вследствие засухи входит в компетенцию Управления.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24.08.2010 N 1012 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха).
Указанные Правила разработаны в целях реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением администрации области от 23.03.2009 N 303 (в редакции от 28.06.2010), и определяют порядок предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию потерь, понесенных ими вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) (п. 1 Правил).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных управлению сельского хозяйства области в сводной бюджетной росписи областного бюджета на финансирование Программы на 2010 год (п. 2 Правил).
Согласно п. 3 Правил (в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.08.2010 N 1032), субсидии из средств областного бюджета предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в прошедший экспертную оценку ОАО "РосНТЦагроЧС" "Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г." и (или) "Реестр застрахованных сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в Тамбовской области в весенне-летний период 2010 г."
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей о реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября - по 31 декабря следующего года.
Суд пришел к правильному выводу о том, что отчетным периодом для ООО "Агат" является период с 13.10.2009 по 31.12.2010.
При таких обстоятельствах, суду следовало дать оценку тому, могло ли Управление на 14.09.2010, на дату отказа в выплате субсидии, иметь данные, подтверждающие отнесение ООО "Агат" к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Ссылка суда на баланс Общества на 01.01.2011 года не верна.
Кроме того, как указано выше, договор аренды заключен Обществом 01.02.2010 и в этот же день земельный участок передан Обществу в пользование. Из акта от 03.07.2010 следует, что на полях площадью 370 га погибла озимая пшеница, чем Обществу причинен материальный ущерб в сумме 2423 тыс. руб.
Суду следовало установить, когда и кем был произведен посев озимой пшеницы на земельном участке площадью 370 га.
Учитывая, что суд постановил решение при неполно исследованных обстоятельствах по делу, суд кассационной инстанции считает необходимым решение от 24.11.2011 и постановление от 17.04.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. При новом рассмотрении учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А64-6958/2010 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей о реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября - по 31 декабря следующего года.
...
Учитывая, что суд постановил решение при неполно исследованных обстоятельствах по делу, суд кассационной инстанции считает необходимым решение от 24.11.2011 и постановление от 17.04.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. При новом рассмотрении учесть отмеченные недостатки."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 августа 2012 г. N Ф10-2430/12 по делу N А64-6958/2010