Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 29.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "АК-1806" (ОГРН 1033242003046, Брянская область, г. Жуковка, ул. Некрасова, 37, 242700) |
Шило С.В. - представителя (дов. от 10.01.2012 N 1, пост.), Яшкова В.М. - представителя (дов. от 10.01.2012 N 2, пост.); |
от администрации Брянской области (ОГРН 1023202741187, г. Брянск, пр-т Ленина, 33, 241002)
от третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 80, 241050) |
Зубаревой К.В. - представителя (дов. от 26.12.2011 N 1-8423 и, пост.);
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев дело N А09-5673/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АК-1806" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Брянской области (далее - Администрация) о признании недействующим п. 1 Перечня оцениваемых показателей, содержащегося в Приложении N 2 к Положению о проведении конкурса на право осуществления коммерческих перевозок пассажиров по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области, утвержденному постановлением администрации Брянской области от 24.05.2011 N 471 "Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области.
Решением суда от 05.12.2011 заявленное требование удовлетворено.
Поскольку законность решения Арбитражного суда Брянской области от 05.12.2011 по делу N А09-5673/2011 в порядке кассационного производства не проверялась, то определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.06.2012 N ВАС-4015/12 дело N А09-5673/2011 было направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Центрального округа для проверки правильности применения норм права в порядке кассационного производства.
Проверив материалы дела, выслушав доводы представителей Администрации, Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Брянской области от 24.05.2011 N 471 "Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области" утверждены Порядок открытия, изменения и закрытия межмуниципальных и пригородных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области и Положение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение коммерческих перевозок по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области. Приложением N 2 к Положению установлен Перечень оцениваемых показателей по бальной системе: N 1 - стаж работы участника конкурса в качестве перевозчика на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области (подтверждается документами органа, уполномоченного на организацию регулярных перевозок): до 1 года - 0 баллов; от 1 года до 3 лет - +3 балла; свыше 3 лет - +5 баллов.
Полагая, что пункт N 1 Перечня оцениваемых показателей не соответствует нормам действующего законодательства и создает дискриминационные условия для общества при доступе на рынок пассажирских перевозок, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного пункта недействующим.
Удовлетворяя заявленное требование, суд сделал вывод о несоответствии требований оспариваемого пункта Перечня оцениваемых показателей Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поскольку показатель "стаж работы участника конкурса в качестве перевозчика на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области" является решающим показателем в Перечне и предоставляет необоснованное преимущество перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области.
Между тем, суд не учел следующего.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Обязанность по решению вопросов безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан как основной задачи по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, возложена на органы местного самоуправления в пределах их полномочий также Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
Поскольку действующее законодательство не предусматривает определенных способов регулирования такой деятельности, органы местного самоуправления, с соблюдением, в том числе требований антимонопольного законодательства, вправе самостоятельно определять их своими актами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного ст. 15 Закона N 135-ФЗ нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Согласно п. 7 ст. 4 указанного Закона конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В п. 17 ст. 4 Закона N 135-ФЗ определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Конкурс на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам является способом упорядочения транспортного обслуживания населения, обеспечения регулярности и безопасности пассажирских перевозок путем привлечения к осуществлению перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных перевозчиков.
Сам по себе конкурсный отбор перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, все участники конкурса равны между собой, самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из перевозчиков, то есть более конкурентоспособный. Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и дисциплины индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в качественном транспортном обслуживании.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией и с законодательством вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса.
Оспариваемые Обществом критерии оценки победителя конкурса не устанавливают для перевозчиков какого-либо ограничения на участие в открытом конкурсе; конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок (имеющих соответствующую лицензию); наличие у участников конкурса стажа работы в качестве перевозчика на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области не ставит их по отношению к иным участникам в приоритетное положение, гарантирующее победу в конкурсе, поскольку определение победителя осуществляется по нескольким критериям, в равной степени относящимся ко всем участникам конкурса; победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.
С учетом изложенного вероятность проигрыша в данном конкурсе не должна рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, ибо не может оказывать влияния на конкуренцию; оспариваемые критерии способствуют достижению целей Порядка организации транспортного обслуживания населения и проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения и направлены на повышение безопасности дорожного движения, улучшение качества (комфортности) обслуживания пассажиров и оказываемых частными перевозчиками услуг.
Суд, проанализировав представленную Обществом таблицу сравнительного анализа набираемых баллов, согласился с позицией заявителя, относительно того, что решающим показателем в Перечне является спорный пункт 1, который дает необоснованное преимущество перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области, имеющему договоры с уполномоченным органом в сфере транспортного обслуживания населения Брянской области и данное преимущество невозможно перекрыть другими показателями.
Однако такая таблица сравнительного анализа набираемых баллов не может носить общего характера для всех проводимых конкурсов и имеет отношение только к одному конкретному конкурсу по маршруту N 584 "Жуковка-Брянск", то есть доводы заявителя, поддержанные судом, сводятся к оценке возможного результата конкурса при участии в нем конкретного второго претендента ООО "Жуковское АТП", имеющего опыт работы в качестве перевозчика свыше 5 лет, а это не допустимо, когда речь идет об оспаривании конкретного нормативного акта, судебное разбирательство по данной категории споров должно проводиться по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.12.2011 по делу N А09-5673/2011 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "АК-1806" в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Перечня оцениваемых показателей, содержащегося в Приложении 2 к Положению о проведении конкурса на право осуществления коммерческих перевозок пассажиров по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области, утвержденному Постановлением администрации Брянской области от 24.05.2011 N 471 "Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемые Обществом критерии оценки победителя конкурса не устанавливают для перевозчиков какого-либо ограничения на участие в открытом конкурсе; конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок (имеющих соответствующую лицензию); наличие у участников конкурса стажа работы в качестве перевозчика на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области не ставит их по отношению к иным участникам в приоритетное положение, гарантирующее победу в конкурсе, поскольку определение победителя осуществляется по нескольким критериям, в равной степени относящимся ко всем участникам конкурса; победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.
С учетом изложенного вероятность проигрыша в данном конкурсе не должна рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, ибо не может оказывать влияния на конкуренцию; оспариваемые критерии способствуют достижению целей Порядка организации транспортного обслуживания населения и проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения и направлены на повышение безопасности дорожного движения, улучшение качества (комфортности) обслуживания пассажиров и оказываемых частными перевозчиками услуг.
Суд, проанализировав представленную Обществом таблицу сравнительного анализа набираемых баллов, согласился с позицией заявителя, относительно того, что решающим показателем в Перечне является спорный пункт 1, который дает необоснованное преимущество перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки на маршрутах регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Брянской области, имеющему договоры с уполномоченным органом в сфере транспортного обслуживания населения Брянской области и данное преимущество невозможно перекрыть другими показателями.
Однако такая таблица сравнительного анализа набираемых баллов не может носить общего характера для всех проводимых конкурсов и имеет отношение только к одному конкретному конкурсу по маршруту N 584 "Жуковка-Брянск", то есть доводы заявителя, поддержанные судом, сводятся к оценке возможного результата конкурса при участии в нем конкретного второго претендента ООО "Жуковское АТП", имеющего опыт работы в качестве перевозчика свыше 5 лет, а это не допустимо, когда речь идет об оспаривании конкретного нормативного акта, судебное разбирательство по данной категории споров должно проводиться по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2012 г. N Ф10-2625/12 по делу N А09-5673/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4015/12
17.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4015/12
11.09.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4054/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2625/12
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4015/12