г.Калуга |
|
13 января 2015 г. |
Дело N А09-2233/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при ведении потокола помощником судьи
при участии в заседании: |
Тарасовой О.В. |
от истца - ТФОМС Брянской области, г.Брянск, ОГРН 1023202744586 |
Горячок Г.Е. - дов. от 12.01.2015 |
от ответчика - ООО "СК "Ингосстрах-М" в лице Брянского филиала, г.Брянск, ОГРН 1045207042528 от третьего лица - ГБУЗ "Севская цен-тральная районная больница", г.Севск Брянской области |
Моисеенко С.А. - директора фи- лиала, дов.от 31.12.2014 N 03/582
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2014 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А09-2233/2014,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Брянской области (далее - ТФОМС Брянской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в лице Брянского филиала (далее - Страховая компания, Общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 193 225,77 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Севская центральная районная больница" (далее - районная больница).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить принятые судебные решения и дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Страховой компании просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо надлежаще уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя районной больницы в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей ТФОМС Брянской области и Страховой компании, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 10.01.2012 между ТФОМС Брянской области и Страховой компанией заключен договор N 12 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, согласно пункту 1 которого Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности Страховой компании в сфере обязательного медицинского страхования, а Страховая компания обязалась осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу п.2.16 договора Страховая компания обязуется заключать с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно п. 2.23 договора Страховая компания обязуется осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, с которыми Страховой компанией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, и представлять в ТФОМС Брянской области отчет о результатах контроля.
Пунктом 6.3 договора предусмотрена ответственность Страховой компании перед Фондом за невыполнение условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
21 февраля 2011 г. между Страховой компанией и районной больницей заключен договор N 56 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно пунктам 2.1, 2.3 которого Страховая компания обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, осуществлять контроль объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в районной больнице в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Во исполнение вышеуказанных договоров Общество провело экспертизу качества медицинской помощи (далее - ЭКМП) 15 страховых случаев оказания медицинской помощи районной больницей.
По результатам проведенной экспертизы Общество выявило нарушения, допущенные районной больницей, о чем составлен акт ЭКМП (плановой) от 28.05.2012 N 363 (т.1, л.д.91).
Не согласившись с указанным актом по одному страховому случаю в отношении застрахованного лица Бобровой Н.М., районная больница обратилась в Фонд с претензией, в которой указала, что в силу п.3.2.2 приложения N 3 к договору N 56 от 21.02.2011 санкция предусматривает 50% стоимости услуги, а не 100%, как применила Страховая компания.
Рассмотрев претензию районной больницы и проведя реэкспертизу, оформленную актом от 20.07.2012 N 34, комиссия Фонда пришла к выводу о том, что Страховой компанией неверно указан код дефекта, вместо п.3.2.2 выявлено нарушение, предусмотренное п.3.2.1, что влечет недоплату районной больнице суммы оказанной медицинской помощи в размере 1571,17 руб. (15% стоимости лечения), а не 10474,49 руб. (100% стоимости лечения), как указала Страховая компания в акте от 28.05.2012 N 363 (т.1, л.д.96,97).
Решением комиссии Фонда претензия районной больницы признана обоснованной, Страховой компании предписано произвести взаиморасчет с районной больницей в сумме 8903,32 руб. и перечислить за счет собственных средств в Фонд штрафные санкции в размере 193 225,77 руб.
Поскольку выставленное на основании данного решения требование Фонда от 21.01.2014 N 1 об уплате штрафа в размере 193 225,77 руб. Обществом не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа Фонду в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Согласно ч.14 ст.38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н утверждены формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. В приложении N 3 к данному типовому договору приведен Перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
Требуя уплатить штраф за нарушение договорных обязательств, Фонд сослался на пункт 11.5 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств.
Пунктом 11.5 данного Перечня предусмотрено взыскание со Страховой компании штрафных санкций в размере 10% от суммы средств, перечисленных фондом на ведение дела страховой медицинской организации, за период, в котором допущены нарушения, за необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования.
Так как на май 2012 года Страховой компании перечислено на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию 1 932 257,68 руб., сумма штрафных санкций составила 193225,77 руб.
Как установлено судами и не отрицается участвующими в деле лицами, Страховой компанией не удерживались у районной больницы денежные средства по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам.
А поэтому суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности в виде штрафных санкций в размере 193225,77 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что факт указания Страховой компанией в акте экспертизы качества медицинской помощи от 28.05.2012 N 363 кода нарушения (3.2.2) и суммы удержания (10474,49 руб.) следует рассматривать как необоснованное снятие с районной больницы денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условия предоставления медицинской помощи, был предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и по праву отклонен как несостоятельный.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289, 291.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А09-2233/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Согласно ч.14 ст.38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н утверждены формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. В приложении N 3 к данному типовому договору приведен Перечень санкций за нарушение договорных обязательств."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 января 2015 г. N Ф10-4642/14 по делу N А09-2233/2014