Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Степиной Л.В. |
Судей: |
|
Стрегелевой Г.А. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от Зябловой Антонины Константиновны |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Знаменском районе Тамбовской области (393400, р.п. Знаменка, ул. Парковая, 1, ОГРН 1026801012006, ИНН 6804007800) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Знаменского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области (393400, р.п. Знаменка, пер. Механизаторов, д. 25) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области (правопреемник МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области) (392020, г. Тамбов, ул. Зои Космодемьянской, 12) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зябловой Антонины Константиновны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2012 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Михайлова Т.Л., Донцов П.В.) по делу N А64-7058/2011,
УСТАНОВИЛ:
Зяблова Антонина Константиновна (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об отмене постановления ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Знаменском районе Тамбовской области (далее - Фонд) от 14.07.2011 N 07900490007453 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в размере 12552,48 руб. и постановления судебного пристава-исполнителя Знаменского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области от 08.08.2011 о возбуждении исполнительного производства и назначении исполнительского сбора.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зяблова А.К. просит отменить судебные акты, принятые по настоящему делу, в связи с неправильным применением судами норм материального права и удовлетворить заявленные ею требования.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Как установлено судом, Зяблова А.К. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Постановлением Фонда от 14.07.2011 N 07900490007453 с Главы КФХ "Зяблово" - Зябловой А.К. взыскана за счет имущества плательщика страховых взносов задолженность в сумме 12 552,48 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 392 руб. и пени в размере 475,95 руб., недоимка в ФФОМС в сумме 571,56 руб. и пени в сумме 26,17 руб., недоимка по ТФОМС в сумме 1 039,20 руб. и пени в сумме 47,60 руб.
Указанное постановление было направлено для принудительного исполнения Знаменскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.08.2011 в отношении Зябловой А.К. возбуждено исполнительное производство N 5247/11/04/68.
Не согласившись с постановлениями Фонда и судебного пристава-исполнителя, Зяблова А.К. обратилась в арбитражный суд с вышеупомянутым заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям, следовательно, Зяблова А.К. обязана платить суммы страховых взносов, пеней и штрафов.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Зяблова А.К. на основании постановления от 07.09.1992 N 324 является главой действующего крестьянского (фермерского) хозяйства "Зяблово", созданного в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", как юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального Закона от 30.10.09 N 239-ФЗ) срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", продлен до 1 января 2013 года.
Материалы дела не содержат доказательств перерегистрации КФХ и регистрации Зябловой А.К. в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Определяя в Законе N 167-ФЗ круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе глав фермерских хозяйств, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
В силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона страхователь - глава крестьянского (фермерского) хозяйства - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Названные Правила распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты ими страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О отметил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы фермерского хозяйства с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов.
Суду не представлено доказательств невозможности в силу обстоятельств исключительного характера, непреодолимых препятствий завершить процедуру ликвидации юридического лица.
Оснований для принятия Фондом решения о признании недоимки безнадежной к взысканию и списания, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетный фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" - на момент принятия оспариваемого постановления не имелось.
Суды, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год", пунктом 2 статьи 13, частью 1 статьи 14, частями 1-4 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определили подлежащую взысканию с Зябловой А.К. денежную сумму - 12 002 руб. 76 коп. (в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации 10 392 руб., в ФФОМС - 571 руб. 56 коп., в ТФОМС - 1 039 руб. 20 коп), с учетом положений пункта 1 статьи 33 Закона N 167-ФЗ, согласно которым в отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107).
При этом судом первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что заявитель Зяблова А.К. относится к лицам старше 1966 года рождения, наемных работников не имеет, поэтому обязана уплачивать только часть фиксированного платежа, направляемого для финансирования страховой части трудовой пенсии.
Кроме того, суд указал, что уплата страховых взносов для граждан, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую деятельность, позволяет увеличить размер получаемой пенсии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 года N 3-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года N 183-О и от 15.01.2008 года N 186-О-П).
Ссылка заявителя на утрату КФХ "Зяблово" с 01.01.2010 статуса юридического лица и прекращение хозяйственной деятельности обсуждалась судом апелляционной инстанции и была отклонена, поскольку процедура ликвидации юридического лица не завершена, а из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 01.09.11 суд усмотрел, что КФХ "Зяблово" не прекратило свою деятельность, и находится в стадии ликвидации.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление Фонда соответствует положениям действующего законодательства, вынесено в пределах установленного законом срока, с соблюдением процедуры его принятия и не нарушает прав заявителя.
На основании постановления Фонда от 14.07.2011 N 07900490007453 о взыскании 12 552 руб. 48 коп. страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет имущества Зябловой А.К., судебный пристав-исполнитель Знаменского районного отдела судебных приставов УФССП по Тамбовской области, с учетом положений части 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбудил исполнительное производство (постановление от 08.08.2011 N5247/11/04/68).
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 229-ФЗ, статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление Фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя - предпринимателя, принятое руководителем Фонда, является исполнительным документом, направляемым для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Проверка законности и обоснованности принятия Фондом соответствующего постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.
В данном случае, суды не усмотрели законных оснований, установленных статьей 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Поскольку отсутствовала предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания оспариваемых постановлений недействительными, суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 по делу N А64-7058/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании постановления Фонда от 14.07.2011 N 07900490007453 о взыскании 12 552 руб. 48 коп. страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет имущества Зябловой А.К., судебный пристав-исполнитель Знаменского районного отдела судебных приставов УФССП по Тамбовской области, с учетом положений части 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбудил исполнительное производство (постановление от 08.08.2011 N5247/11/04/68).
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 229-ФЗ, статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление Фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя - предпринимателя, принятое руководителем Фонда, является исполнительным документом, направляемым для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Проверка законности и обоснованности принятия Фондом соответствующего постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.
В данном случае, суды не усмотрели законных оснований, установленных статьей 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Поскольку отсутствовала предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания оспариваемых постановлений недействительными, суд отказал в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2012 г. N Ф10-3654/12 по делу N А64-7058/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-222/2013
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-222/13
22.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3654/12
13.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1312/12
27.01.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7058/11