Резолютивная часть постановления изготовлена 17.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ахромкиной Т.Ф. |
|
судей: |
Андреева А.В. |
|
|
Козеевой Е.М. |
|
|
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
|
|
от лиц, участвующих в деле: |
не явились, извещены надлежаще. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2012 по делу N А35-13853/2011,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Щигрыагросервис" о взыскании неосновательного обогащения в виде уплаченных субсидий в размере 1 802 731 руб., в том числе 1 599 035 руб. в доход федерального бюджета и 203 696 руб. в доход областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.05.2012 в удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса Курской области о взыскании с ООО "Щигрыагросервис" субсидии в сумме 1 802 731 руб., в том числе 1 599 035 руб. в доход федерального бюджета и 203 696 руб. в доход областного бюджета отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась, поскольку определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 Комитету агропромышленного комплекса Курской области отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы возвращены заявителю.
В кассационной жалобе Комитет просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд округа не явились. ООО "Щигрыагросервис" ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что оспариваемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 101 были утверждены Правила предоставления в 2009 году субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Правилами предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 100 (далее - постановление Администрации Курской области от 27.03.2009 N 100), предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется при условии заключения соглашения между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и заемщиком о выполнении значений целевых показателей развития животноводства, производства животноводческой продукции, предусмотренных областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы".
01.04.2010 между Комитетом и ООО "Щигрыагросервис" было заключено соглашение N 103, предусматривающее взаимодействие сторон по достижению значений целевых показателей эффективности использования субсидий на поддержку племенного животноводства.
Согласно указанному соглашению Комитет обязался предоставить субсидию на поддержку племенного животноводства в порядке и на условиях, предусмотренных указанным выше постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 100, а ответчик, в свою очередь, обязался обеспечить выполнение значений целевых показателей, определенных Приложением N 1 к соглашению, в том числе, обеспечить численность поголовья голов КРС в 2010 году в количестве 43 единицы.
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Номер названного Постановления Администрации Курской области следует читать как "N 101"
Предоставление субсидий осуществлялось Комитетом на основании документов, представленных заемщиком.
29.07.2008 между ОАО "Россельхозбанк" и ООО "Щигрыагросервис" был заключен кредитный договор N 083205/0051. Сумма кредита составила 10 895 000 руб. В соответствии с п. 2.1. кредитного договора кредит выдается на следующие цели: приобретение зерноуборочных комбайнов РСМ-101 "Вектор" с унифицированными агрегатами в количестве 3-х единиц и бороны БДМ 4х4 со шлейф-катком. В соответствии с п. 1.6. срок погашения кредита - 25.06.2013.
16.02.2009 между ОАО "Россельхозбанк" и ООО "Щигрыагросервис" был заключен договор об открытии кредитной линии N 093205/0005 на сумму, не превышающую 7 000 000 руб. В соответствии с п. 1.6 договора срок возврата кредита - 25.12.2009. В соответствии с п. 2.1. договора заемщик обязуется использовать полученный кредит на приобретение ГСМ, средства защиты растений, семян, удобрений, запасных частей для сельскохозяйственной техники.
28.12.2009 между ОАО "Россельхозбанк" и ООО "Щигрыагросервис" был заключен договор об открытии кредитной линии N 093205/0038 на сумму 8 000 000 руб. В соответствии с п. 1.6 договора срок возврата кредита - 23.12.2010. В соответствии с п. 2.1. договора заемщик обязуется использовать полученный кредит на приобретение ГСМ, средства защиты растений, семян, удобрений, запасных частей для сельскохозяйственной техники.
08.07.2010 между ОАО "Россельхозбанк" и ООО "Щигрыагросервис" был заключен кредитный договор N 103205/0031. Сумма кредита составила 4 560 000 руб. В соответствии с п. 2.1. кредитного договора кредит выдается на следующие цели: приобретение сельскохозяйственной техники. В соответствии с п. 1.6. срок погашения кредита - 28.05.2015.
В 2010 году ООО "Щигрыагросервис" обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении субсидий по кредитам, полученным в ОАО "Россельхозбанк" по кредитному договору N 083205/0051 от 29.07.2008, по договору об открытии кредитной линии N 093205/0005 от 16.02.2009, по договору об открытии кредитной линии N 093205/0038 от 28.12.2009, по кредитному договору N 103205/0031 от 08.07.2010.
По кредитному договору N 083205/0051 от 29.07.2008 ответчику предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники сроком на 10 лет из федерального бюджета в сумме 676 398 руб., из областного бюджета в сумме 169 099 руб.
По кредитному договору N 093205/0005 от 16.02.2009 ответчику предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до 1 года из федерального бюджета в сумме 429 243 руб., из областного бюджета в сумме 536 руб.
По кредитному договору N 093205/0038 от 28.12.2009 ответчику предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до 1 года из федерального бюджета в сумме 358 944 руб., из областного бюджета в сумме 448 руб.
По кредитному договору N 103205/0031 от 08.07.2010 предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение сельскохозяйственной техники сроком на 10 лет из федерального бюджета в сумме 134 450 руб., из областного бюджета в сумме 33 613 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются расчетами размера субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, платежными поручениями.
Как следует из искового заявления, по результатам проверки, проведенной Федеральной службой финансово-бюджетного надзора территориального управления в Курской области, установлены финансовые нарушения в части недопоступления платежей в федеральный и областной бюджет, выразившиеся в не обеспечении возврата средств на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным в 2010 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, не достигшим значений целевых показателей развития животноводства по итогам 2010 года по ООО "Щигрыагросервис".
При этом истец указывает в качестве нарушения ответчиком обязательства невыполнение им значений целевых показателей, определенных соглашением от 01.04.2010 N 103, а именно - не обеспечение численности поголовья КРС в 2010 году, предусмотренных в приложении к указанному соглашению, что подтверждается федеральной статистической отчетностью за декабрь 2010 года (N 3-фермер).
25.10.2011 Комитетом в адрес ООО "Щигрыагросервис" направлены требования возвратить неосновательно приобретенные денежные средства в общей сумме 1 802 731 руб. в срок до 31.10.2011, однако возврата ответчиком денежных средств не последовало, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции в полном объеме исследовал представленные доказательства, дал им правильную юридическую оценку и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами бюджетного законодательства.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статья 289 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
В обоснование исковых требований истец ссылается на несоблюдение ответчиком заключенного в соответствии с нормами Правил предоставления в 2009 году субсидий, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 101, соглашения от 01.04.2010 N 103, в части невыполнения им значений целевых показателей, а именно - не обеспечение численности поголовья КРС в 2010 году в количестве 43 единиц, подтверждая свои требования федеральной статистической отчетностью ООО "Щигрыагросервис" за декабрь 2010 года (форма N 3-фермер).
Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
Как следует из Преамбулы постановления администрации Курской области от 27.03.2009 N 101, постановление принято, в том числе, в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", которым утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Содержание Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 90, свидетельствует о том, что из федерального бюджета субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по различным видам кредита, перечисленных в пункте 5, размер которых зависит от определенных условий получения кредита и составляет или 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, или 100 процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (пункт 8).
В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 90, для предоставления средств на возмещение части затрат заемщик должен предоставить в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат;
б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
Таким образом, получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители независимо от специализации, взявшие кредиты на определенные цели, указанные в пунктах 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 90, предоставившие необходимый пакет документов и выполняющий условия кредитного договора.
Иных условий федеральное законодательство для получения субсидий не предусматривает.
Между тем, Правила, утвержденные постановлением администрации Курской области N 101, в качестве обязательного условия для регистрации заявления о предоставлении субсидии заемщиком предусматривают соглашение об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2011 годы", заключенное между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и заемщиком по форме, установленной комитетом агропромышленного комплекса Курской области (в двух экземплярах).
Наличие такого соглашения является условием предоставления субсидий (пункты 8, 10 указанных выше Правил), а несоответствие документов, указанных в пунктах 8 и 9 Правил является причиной для отказа в принятии заявления к рассмотрению и предоставлении субсидии.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из Определения Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2011 N 39-Г11-15, субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок предоставления субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей только в том случае, если они выплачиваются исключительно за счет собственного бюджета.
Поскольку спорная субсидия была предоставлена как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, ссылка истца на невыполнение ответчиком положений заключенного 01.04.2010 Соглашения N 103 является необоснованной.
Указанная правовая позиция подтверждается положениями Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2011 N 39-Г11-15 о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных постановлением администрации Курской области от 27.03.2009 N 101 с последующими изменениями.
Иных доказательств в обоснование искового требования истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требования истца являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод Комитета о том, что подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 101, признан недействующим с 08.06.2011 (даты вступления в силу Определения Верховного Суда РФ о признании данного пункта недействительным). Заявитель кассационной жалобы полагает, что на момент совершения оспариваемых действий требование о выполнении условий заключенного соглашения действовало, в связи с чем административный орган, уполномоченный предоставлять указанные субсидии, обязан был исполнять действующий нормативный акт.
Однако, согласно п. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного акта или его части.
Утрата силы нормативным правовым актом или его частью означает невозможность его применения.
В связи с изложенным при рассмотрении после 08.06.2011 споров, связанных с предоставлением субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанный пункт вышеупомянутых Правил не подлежит применению.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2012 по делу N А35-13853/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Ф. Ахромкина |
Судьи |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом кассационной инстанции отклоняется довод Комитета о том, что подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2009 N 101, признан недействующим с 08.06.2011 (даты вступления в силу Определения Верховного Суда РФ о признании данного пункта недействительным). Заявитель кассационной жалобы полагает, что на момент совершения оспариваемых действий требование о выполнении условий заключенного соглашения действовало, в связи с чем административный орган, уполномоченный предоставлять указанные субсидии, обязан был исполнять действующий нормативный акт.
Однако, согласно п. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного акта или его части."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2012 г. N Ф10-3780/12 по делу N А35-13853/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3780/12
16.08.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3811/12
13.07.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3811/12
30.05.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-13853/11