В 2002 году предприятие работало на общем режиме налогообложения, применяя метод начисления. С 01.01.2003 предприятие имело кредиторскую задолженность по авансам, полученным по договорам, исполнение которых осуществлялось в течение 2003 года, в сумме 5976265 рублей, которые были включены в налогооблагаемую базу для исчисления ЕН на дату перехода на УСНО.
Доход, полученный в течение 2003 года на расчетный счет, в кассу предприятия и по бартерным операциям (зачетам взаимных требований) составляет - 14159065 рублей.
Авансы, полученные организацией в 2002 году, включены в налогооблагаемую базу для исчисления единого налога, но не включены в доход, определяющий право дальнейшего применения УСНО, так как в п.п. 1 п. 1 ст. 346.25 гл. 26.2 НК РФ говорится о включении авансов, полученных в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых осуществляется после перехода на УСНО, в налоговую базу, а не в доход, определяющий сохранение права применения УСНО (согласно п. 4 ст. 346.13 и ст. 346.15 НК РФ).
С учетом полученных авансов доход за 12 месяцев 2003 года составил - 20135331 (в том числе авансы - 5976265).
Согласно доходу, полученному в течение 2003 года в сумме 14159065, предприятие сохранило право применения УСНО, исходя из того, что датой признания доходов является дата поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия (согласно п. 1 ст. 346.17 НК РК).
Кроме того, в ст. 249 НК РФ в состав доходов от реализации включение авансов не предусмотрено, при применении ограничения по размеру дохода (15 млн. рублей). Таким образом, суммы авансов и предоплат не должны учитываться.
Такой же точки зрения придерживаются и эксперты "Бухгалтерского приложения" N 28 ("Экономика и жизнь" N 28 (303), июль 2003, стр. 18).
Право ли в этом случае предприятие?
Приложение: Копия статьи "Авансы - это еще не доход", опубликованной экспертами в "Бухгалтерском приложении" N 28 ("Экономика и жизнь" N 28 (303), июль 2003, стр. 18).
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 октября 2004 г. N 03-03-02-04/1/23
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения (с учетом подпункта 3 пункта 1 этой статьи) выполняют следующие правила: на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученных в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Данная статья устанавливает особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 346.14 Кодекса, объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, полученные в виде аванса денежные средства, включенные по правилу переходного периода в налоговую базу для исчисления единого налога, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются доходом организации и включаются в сумму доходов в целях определения соответствия организации ограничению по сумме полученных доходов за отчетный (налоговый) период, предусмотренного пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса.
Заместитель директора Департамента | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.