Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Ермакова М.Н. |
| |
При участии в заседании: |
|
от ИП Кисельникова Ю.А. 248000, г. Калуга, ул. Л. Толстого, д. 41, кв. 93 ОГРНИП 304402927200212 |
Дерюгиной Т.А. - представителя, доверенность 40 АА 0368305 от 12.01.2012 |
от Калужской таможни 248017, г. Калуга, ул. Воинская, д. 16 ОГРН 1024001338492 |
Винокуровой И.М. - представителя, дов. от 16.01.2012 N 06-49/2; Воронова С.С. - представителя, дов. от 14.08.2012 N 06-49/22; Кузнецова В.В. - представителя,дов. от 05.03.2012 N 06-49/9; Николаева В.В. - представителя дов. от 29.08.2011 N 06-49/23 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калужской таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 (судья Егорова В.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 (судьи Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н., Дорошкова А.Г.), а также кассационную жалобу ИП Кисельникова Ю.А. на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А23-1345/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кисельников Юрий Анатольевич (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным требования Калужской таможни об уплате таможенных платежей от 19.02.2012 N 104 в сумме 798 586, 89 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 заявление удовлетворено.
Постановлением от 05.12.2012 Двадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил в силе, частично изменив мотивы его принятия.
В кассационной жалобе Калужская таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Предприниматель в своей кассационной жалобе просит кассационную коллегию оставить судебные акты в силе по мотивам, содержащимся в решении Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия полагает необходимым оставить в силе обжалуемые решение и постановление по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на Калужский таможенный пост Калужской таможни ИП Кисельниковым Ю.А. подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10106010/100809/П001685 на товар - новый рефрижераторный полуприцеп "SCHMITZ CARGOBULL SKO 24/L-13.4 FP 60 COOL", в которой Предпринимателем заявлен таможенный режим "временный ввоз". В графе D/J таможенной декларации отражено: "отчуждение и распоряжение запрещено. Только для осуществления международных перевозок грузов".
Указанное транспортное средство, являясь объектом лизинга, было ввезено на территорию Российской Федерации в рамках заключенного с компанией "CARGOBULL LEASING UND HANDELS - GMBH" (Германия) контракта от 26.06.2009 N LN28177-1 и зарегистрировано в ГИБДД по Калужской области на собственника - Кисельникова Ю.А. с присвоением государственного регистрационного номера АЕ 1066 40.
Калужской таможней проведена внеплановая выездная таможенная проверка ИП Кисельникова Ю.А. по вопросам соблюдения условий таможенной процедуры "временный ввоз" в отношении товаров, по которым предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, в т.ч. задекларированного по ГТД N 10106010/100809/П001685.
В ходе проверки таможенный орган установил несоблюдение Предпринимателем условий таможенной процедуры "временный ввоз (допуск)", поскольку полуприцеп "SCHMITZ CARGOBULL SKO 24/L-13.4 FP 60 COOL" неоднократно, начиная с 29.12.2009, использовался в международных перевозках иным лицом - ИП Кисельниковым А.Ю., о чем составлен акт от 01.03.2012 N 10106000/400/010312/В0080.
Калужской таможней составлен акт от 11.03.2012 N 10106000/110312/0000092 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, а 19.03.2012 в адрес ИП Кисельникова Ю.А. направлено требование N 104 об уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме 798 586, 89 руб., начисленных в связи с несоблюдением условий таможенной процедуры, под которую было помещено транспортное средство, ввезенное по ГТД N 10106010/100809/П001685.
Полагая, что требование от 19.03.2012 N 104 вынесено с нарушением норм действующего таможенного законодательства, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) закреплены содержание и порядок направления требования об уплате таможенных платежей.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (ч. 1 ст. 152 Закона).
В силу ч. 4 ст. 152 Закона требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 152 Закона обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (ч. 7 ст. 152 Закона).
В соответствии с положениями ст.ст. 91, 93 ТК ТС, ст. 152 Закона и в целях обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов приказом Федеральной таможенной службы России от 30.12.2010 N 2708 утверждены форма акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядок его составления (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка составление такого акта подразделением таможенных платежей предусмотрено в случае, если в результате проведения проверки факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей подтвержден; в этом пункте также отражено содержание акта.
Как указано в п. 7 Порядка, дата документального оформления акта и присвоения ему регистрационного номера является датой обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, используемой для исчисления сроков направления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с п. 5 ст. 152 Закона.
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам подчинено правилам ст. 178 Закона.
Согласно ч. 4 данной статьи датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку.
В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с Законом (ч. 5 ст. 178 Закона).
По смыслу приведенных нормативных положений акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону.
В рассматриваемом случае решение по результатам таможенной проверки о взыскании с Предпринимателя неполностью уплаченных таможенных платежей в общей сумме 798 586, 89 руб., которые указаны Калужской таможней в оспариваемом требовании N 104, ею не принималось и в адрес ИП Кисельникова Ю.А. не направлялось.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что при отсутствии решения в сфере таможенного дела, принятого по результатам выездной таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, у Калужской таможни отсутствовали правовые основания для выставления ИП Кисельникову Ю.А. оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Калужской таможни основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Доводы кассационной жалобы Предпринимателя в части несогласия с мотивами вынесенного судом апелляционной инстанции постановления не имеют правового значения для разрешения рассматриваемого спора по существу.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А23-1345/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Калужской таможни и ИП Кисельникова Ю.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с Законом (ч. 5 ст. 178 Закона).
По смыслу приведенных нормативных положений акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2013 г. N Ф10-71/13 по делу N А23-1345/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-71/13
05.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4819/12
26.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4819/12
19.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4819/12
23.08.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-1345/12