Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 5-КГ21-29-К2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2021 г. кассационную жалобу представителя Баланиной Юлии Владимировны по доверенности Титаренко Александра Александровича на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 г.
по делу N 2-8019/2019 Хорошевского районного суда г. Москвы по иску Баланиной Юлии Владимировны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области о перерасчёте ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Баланиной Ю.В. по доверенности Титаренко А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Баланина Юлия Владимировна через представителя по доверенности Титаренко Александра Александровича 28 октября 2019 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области (далее также - пенсионный орган, Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области) о перерасчёте ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату.
В обоснование заявленных требований Баланина Ю.В. указывала, что 30 декабря 2011 г. её дочь Баланина К.В. (далее - Баланина К.), ... года рождения, была признана ребёнком-инвалидом, о чём филиалом N 74 федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" выдана соответствующая справка.
С 1 января 2012 г. Баланиной К. Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области назначена социальная пенсия по инвалидности.
С 7 февраля 2012 г. Баланина Ю.В. не работает и осуществляет уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К.
С 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Баланиной Ю.В. ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К. (далее также - ежемесячная выплата).
Решением пенсионного органа от 28 января 2019 г. период ухода за ребёнком-инвалидом с 7 февраля 2012 г. по 24 декабря 2018 г. засчитан Баланиной Ю.В. в её страховой стаж.
Письмом Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области от 30 июля 2019 г. Баланиной Ю.В. отказано в перерасчёте ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, то есть за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г.
По мнению Баланиной Ю.В., отказ пенсионного органа в перерасчёте ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", в связи с чем просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К., со дня возникновения права на эту выплату (7 февраля 2012 г.) и обязать ответчика произвести перерасчёт этой выплаты за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Баланиной Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 г. судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем Баланиной Ю.В. по доверенности Титаренко А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 11 марта 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 29 апреля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель ответчика Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области, надлежаще извещённого о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки сведений не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судебными инстанциями, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Баланина Ю.В. является матерью Баланиной К., ... года рождения. Согласно справке филиала N 74 федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" от 30 декабря 2011 г. Баланиной К. присвоена группа инвалидности по категории "ребёнок-инвалид".
С 1 января 2012 г. Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области Баланиной К. назначена и выплачивается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области от 28 января 2019 г. установлено, что Баланина Ю.В. с 7 февраля 2012 г. осуществляет уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К. Период с 7 февраля 2012 г. по 24 декабря 2018 г. пенсионным органом включён Баланиной Ю.В. в страховой стаж.
С 1 ноября 2018 г. Баланиной Ю.В. на основании её заявления от 23 ноября 2018 г. Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области установлена ежемесячная выплата как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К. В назначении Баланиной Ю.В. ежемесячной выплаты с 7 февраля 2012 г. и перерасчёте данной выплаты за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. пенсионным органом отказано со ссылкой на то, что в материалах пенсионного дела Баланиной К. документы для установления ежемесячной выплаты Баланиной Ю.В. за этот период отсутствуют.
В суде первой инстанции представитель Баланиной Ю.В. приводил доводы о том, что правоотношения между Баланиной Ю.В. и Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности её ребёнку Баланиной К., при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. В 2014 году Баланина Ю.В. сменила место жительства (переехала из г. Красногорска Московской области в Северо-Западный район г. Москвы, который также обслуживается Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области), о чём ею были представлены документы в Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области. Однако и при этом обращении пенсионный орган не разъяснил Баланиной Ю.В. о наличии у неё права на ежемесячную выплату.
Представителем ответчика Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области при разрешении спора не было представлено данных о разъяснении Баланиной Ю.В. её прав на получение ежемесячной выплаты в связи с уходом за ребёнком-инвалидом Баланиной K.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Баланиной Ю.В. о признании незаконным отказа пенсионного органа в перерасчёте ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К., со дня возникновения права на эту выплату (7 февраля 2012 г.) и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчёт этой выплаты за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области права Баланиной Ю.В. не нарушены, поскольку ежемесячная выплата назначена ей с месяца подачи заявления в пенсионный орган, основания для установления ежемесячной выплаты ранее обращения Баланиной Ю.В. с заявлением о её назначении и для перерасчёта ежемесячной выплаты за спорный период у пенсионного органа отсутствовали, в связи с чем действия пенсионного органа не могут быть признаны незаконными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала правильным применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Для реализации гражданами прав на социальное обеспечение меры социальной защиты (поддержки) могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных статьёй 80 Конституции Российской Федерации.
Так, в целях усиления социальной защищённости нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с названным указом Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее - Правила от 4 июня 2007 г. N 343).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 и 8 Правил от 4 июня 2007 г. N 343 (в редакции, действующей на день назначения Баланиной К. социальной пенсии по инвалидности - 1 января 2012 г.) ежемесячная выплата проживающему на территории Российской Федерации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за её назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (ребёнку-инвалиду). Данная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чём внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребёнку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (пункт 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребёнка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее также - Правила от 2 мая 2013 г. N 397).
Пунктами 2, 3, 4 и 9 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 определено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, независимо от совместного проживания с ним, органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребёнку-инвалиду в возрасте до 18 лет, и производится к установленной ребёнку-инвалиду пенсии в порядке, установленном для выплаты пенсии. Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за её назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В пункте 5 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 перечислены документы, на основании которых устанавливается ежемесячная выплата. Документы, предусмотренные пунктом 5 данных правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 данных правил в редакции, действующей до 10 марта 2021 г. 1).
------------------------------
1 С 10 марта 2021 г. все необходимые для установления ежемесячной выплаты документы, кроме заявлений, указанных в подпунктах "а" и "б" данных правил, запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем указано в пункте 7 Правил от 2 мая 2013 г. N 397.
------------------------------
Пунктом 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 установлено, что суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведённых нормативных положений следует, что ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, является мерой социальной поддержки, направленной на усиление социальной защищённости детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребёнком-инвалидом.
По общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребёнку-инвалиду. Ежемесячная выплата производится к пенсии, установленной ребёнку-инвалиду в возрасте до 18 лет.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведёт свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии ребёнку-инвалиду в возрасте до 18 лет должен разъяснить гражданину права ребёнка-инвалида, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право лица, осуществляющего уход за ребёнком-инвалидом, на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, производимой к установленной ребёнку-инвалиду пенсии, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на неё.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо применительно к пункту 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455, а впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, на ежемесячную выплату.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и правила социального обеспечения отдельных категорий граждан, в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Баланиной Ю.В. суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что ежемесячная выплата назначена Баланиной Ю.В. с месяца подачи ею заявления о назначении такой выплаты в пенсионный орган, и, как следствие, на отсутствие у пенсионного органа оснований для перерасчёта ежемесячной выплаты со дня возникновения у Баланиной Ю.В. права на эту выплату - с 7 февраля 2012 г.
Между тем судебные инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не приняли во внимание, что Баланина Ю.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом дочерью Баланиной К. в возрасте до 18 лет, обратилась только 23 ноября 2018 г. (спустя 6 лет после возникновения у неё права на ежемесячную выплату с 7 февраля 2012 г. - даты, с которой она не работает и осуществляет уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет). При этом в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении Баланиной Ю.В. с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ребёнку-инвалиду Баланиной К. он выполнил обязанность по информированию Баланиной Ю.В. о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на получение ежемесячной выплаты, производимой к установленной ребёнку-инвалиду пенсии, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
В связи с этим утверждение судебных инстанций о том, что Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области права Баланиной Ю.В. не нарушены, является несостоятельным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Баланиной Ю.В. её права на получение ежемесячной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению ею как неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на протяжении длительного периода времени гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объёме.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у пенсионного органа оснований для перерасчёта Баланиной Ю.В. ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом Баланиной К., со дня возникновения права на эту выплату (с 7 февраля 2012 г.) за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. и об отказе в удовлетворении исковых требований Баланиной Ю.В. не могут быть признаны правомерными, они сделаны без учёта всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе представителя Баланиной Ю.В. - Титаренко А.А. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1, 2, 3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом приведённого решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Баланиной Ю.В., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 г. по делу N 2-8019/2019 Хорошевского районного суда г. Москвы отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Хорошевский районный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 5-КГ21-29-К2
Текст определения опубликован не был