Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 23 июня 2021 г. N 122
"Об утверждении Положения о системах оповещения населения города Улан-Удэ"
В целях реализации приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения города Улан-Удэ.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Улан-Удэ от 16.02.2011 N 67 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения города Улан-Удэ".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Мэр г. Улан-Удэ |
И.Ю.Шутенков |
Утверждено
Постановлением
Администрации г. Улан-Удэ
от 23.06.2021 N 122
Положение
о системах оповещения населения города Улан-Удэ
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения города Улан-Удэ (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", совместными приказами МЧС России N 578, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.03.2021 N 98 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Республики Бурятия" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения города Улан-Удэ, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
4. Система оповещения населения города Улан-Удэ создана на муниципальном уровне функционирования РСЧС (далее - муниципальная система оповещения).
Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования "городского округа "Город Улан-Удэ" (далее - город Улан-Удэ).
5. КСЭОН создана на муниципальном уровне.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства РБ от 14.08.2020 N 490 "Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия".
6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения осуществляется Администрацией города Улан-Удэ в лице МКУ "Управление по чрезвычайным ситуациям Администрации города Улан-Удэ".
7. Муниципальная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к совместным приказам МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - совместные Приказы).
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
8. Муниципальная система оповещения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения г. Улан-Удэ, органов управления и сил ГО и РСЧС всех уровней.
9. Основной задачей муниципальной системы оповещения и КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС г. Улан-Удэ;
сил ГО и РСЧС всех уровней;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, находящихся на территории г. Улан-Удэ;
людей, находящихся на территории г. Улан-Удэ.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
10. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим положением, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Дежурный единой дежурно-диспетчерской служба МКУ "Управление по чрезвычайным ситуациям Администрации города Улан-Удэ" (далее - ЕДДС), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводят их до мэра города Улан-Удэ (лица, его замещающего), его заместителей, руководителей Администраций районов города Улан-Удэ, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС регионального и муниципального уровнях.
12. Решение об оповещении населения, органов повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровнях посредством муниципальной системы оповещения и КСЭОН принимается мэром города Улан-Удэ (лицом, его замещающим).
Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с мэром города Улан-Удэ (лицом, его замещающим) и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
13. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования муниципальная система оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные ЕДДС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочего места дежурного ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно МКУ "Управление по чрезвычайным ситуациям Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Управление по ЧС) совместно с ЕДДС.
15. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
16. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения оформляется планом и утверждается Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Улан-Удэ (далее - КЧС и ОПБ).
17. Порядок действий дежурных ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, Республики Бурятия, Администрации г. Улан-Удэ и организаций находящиеся на территории г. Улан-Удэ.
18. Управление по ЧС, ЕДДС и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
19. Поддержание муниципальной систем оповещения в готовности организуется и осуществляется Управлением по ЧС.
20. Готовность муниципальной систем оповещения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
21. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат муниципальная системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей Управления по ЧС и ЕДДС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории г. Улан-Удэ), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с Администрации г. Улан-Удэ не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований, изложенных в совместных Приказах.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются итоги по вопросам проверки, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными ЕДДС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
22. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования технических средств оповещения устанавливаются распоряжением Администрации г. Улан-Удэ.
23. Требования, изложенные в совместном Приказе МЧС России N 578, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей муниципальной системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей муниципальной системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой муниципальной системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 23 июня 2021 г. N 122 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения города Улан-Удэ"
Вступает в силу с 2 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" от 2 июля 2021 г. N 24
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2023 г. N 167
Изменения вступают в силу с 23 июня 2023 г.