Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1070113-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ("О внесении изменения в статью 173.1 Трудового кодекса Российской Федерации")
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
В части третьей проектной статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (пункт 3 статьи 1 законопроекта) предусмотрено, что организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
В этой связи обращаем внимание, что словосочетание "законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" используется в Федеральном законе от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) только в целях обобщения правоприменительной практики (см. статью 47). При этом в статье 3 Федерального закона N 248-ФЗ вместо указанного словосочетания используется "нормативно-правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (см. статью 3). Кроме того, в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (законопроект N 1051647-7, принят Государственной Думой 26 мая 2021 года) (далее - Федеральный закон) не используется указанное словосочетание. При этом также обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации встречается иное использование указанной формулировки, например, в части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "законодательство Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
С учетом изложенного указанное положение законопроекта следует изложить в следующей редакции: "Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Такой подход правового регулирования используется в Федеральном законе.
Аналогичное замечание также касается пункта 9 законопроекта (см. также положение главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ). Одновременно обращаем внимание на то, что в рассматриваемом пункте указаны действия (бездействия), принятые в рамках контроля (надзора). При этом вид указанного контроля (надзора) не предусмотрен. В этой связи полагаем целесообразным с учетом пунктов 1 и 5 законопроекта перед словами "контроля (надзора)" дополнить "федерального государственного".
В части второй новой редакции статьи 353 Кодекса слова "(физическими лицами и организациями)" необходимо исключить, поскольку в статье 20 Кодекса уже определено, кто является работодателем, а подобное уточнение по тексту Кодекса не используется.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.