Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением администрации
городского округа "Воркута"
от 25 июня 2021 г. N 753
Положение
О системе оповещения и информирования населения, органов управления единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Воркута" об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий по оповещению и информированию населения, органов управления муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - МО ГО "Воркута") о мероприятиях гражданской обороны (далее - ГО), об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) мирного и военного времени, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию системы оповещения.
1.2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оповещение является первым и одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих перевод органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) с мирного на военное время, доведение до руководящего состава и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и ГО, персонала организаций, предприятий, учреждений и населения МО ГО "Воркута" информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
1.3. Система оповещения и информирования населения МО ГО "Воркута" представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.4. Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, осуществляется с использованием региональной автоматизированной системы централизованного оповещения посредством включения электросирен с целью привлечения внимания населения, а также посредством использования средств массовой информации, включения уличных громкоговорителей и передачи экстренной информации по радио и телевидению.
Система оповещения используется в условиях мирного и военного времени.
1.5. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию системы оповещения является составной частью мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, а также мероприятий гражданской обороны, проводимых на территории МО ГО "Воркута".
2. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения и информирования населения
2.1. Система оповещения МО ГО "Воркута" включает в себя:
- региональную автоматизированную систему централизованного оповещения;
- комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);
- системы оповещения руководящего состава органов управления гражданской обороны и Воркутинского звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Коми республиканская подсистема РСЧС);
- системы оповещения и информирования населения МО ГО "Воркута";
- локальные системы оповещения (далее - ЛСО) потенциально опасных объектов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные и опасные производственные объекты);
- системы оповещения на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной связи) и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенных на территории МО ГО "Воркута".
Оборудование систем оповещения и информирования населения всех уровней должно технически и программно сопрягаться.
2.2. Основной задачей региональной системой оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы РСЧС;
- Главного управления МЧС России по Республике Коми;
- МКУ "Управление по делам ГО и ЧС МО ГО "Воркута";
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС МО ГО "Воркута");
- специально подготовленных сил Коми республиканской подсистемы РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
- населения, проживающего на территории Республики Коми.
2.3. Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление мероприятиями ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на территории МО ГО "Воркута" до:
- руководящего состава ГО МО ГО "Воркута" и Воркутинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, а также начальников штабов служб обеспечения мероприятий ГО;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
- объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, расположенные на территории МО ГО "Воркута";
- специально подготовленных сил и средств, нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории МО ГО "Воркута";
- населения, проживающего на территории МО ГО "Воркута".
2.3.1. Местная система оповещения и информирования включает в себя технические средства оповещения, оперативных дежурных ЕДДС МО ГО "Воркута", технический персонал дежурно-диспетчерских служб организаций, операторов связи, муниципальные средства массовой информации, радио и телевизионное вещание.
2.3.2. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации до населения применяются:
- сети электрических и электронных сирен;
- сети эфирного и кабельного аналогового и цифрового теле- и радиовещания;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличных громкоговорителей;
- сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;
- технические средства и сети телефонной связи, персонального радиовызова;
- мобильные (возимые и носимые) средства оповещения, включая специальные автомобили организаций, оснащенные громкоговорящими устройствами;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, социальные сети.
2.3.3. ЕДДС МО ГО "Воркута" является органом повседневного управления на который по вопросам оповещения и информирования возложена задача доведения информации об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, до руководящего состава Воркутинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и гражданской обороны, дежурно-диспетчерских служб и руководителей организаций, попадающих в зону чрезвычайной ситуации и выделяющих силы и средства для предупреждения чрезвычайной ситуации, а также населения МО ГО "Воркута".
2.4. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:
- руководящего состава объектового звена РСЧС и гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и персонала объекта;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- оперативного дежурного ЕДДС МО ГО "Воркута";
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
2.4.1. Локальная система оповещения создается и совершенствуется руководителями потенциально опасных объектов. Она функционирует в тесном взаимодействии с местной системой оповещения.
2.4.2. Дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) потенциально-опасных объектов являются органами повседневного управления, на которые возложена задача доведения информации об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
3. Задействование систем оповещения и информирования
3.1. При центральном автоматизированном способе оповещения доведение информации до руководящего состава, сил ГО, персонала организаций и населения осуществляется по системе оповещения и информирования, установленной у оперативного дежурного ЕДДС МО ГО "Воркута", а также РАСЦО, сопряженных с сетью связи общего пользования.
При персональном способе оповещения доведение информации до руководящего состава, сил ГО, персонала организаций и населения осуществляется дежурными ДДС вручную по телефонам АТС, сотовым телефонам и направлением посыльных на транспорте и пешим порядком.
Решение о задействование (не задействование) системы оповещения, автоматизированным или персональным способом, принимает руководитель ГО, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО ГО "Воркута" (далее - КЧС и ОПБ МО ГО "Воркута") и доводит в устной форме до оперативного дежурного ЕДДС МО ГО "Воркута".
3.2. При проведении мероприятий гражданской обороны с момента объявления или фактического начала военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или на территории Республики Коми, при введении режимов функционирования РСЧС и ГО руководитель ГО, председатель КЧС и ОПБ МО ГО "Воркута" имеет право обратиться к руководителям организаций теле- и радиовещания, электронным средствам массовой информации о приостановке трансляции и программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания с целью передачи информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
3.3. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания.
Для привлечения внимания населения перед передачей речевого сообщения посредством проводного, эфирного теле- и радиовещания на 3 минуты включаются электросирены.
Передача речевых сообщений об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о действиях населения, персонала организаций по использованию ими средств и способов защиты, осуществляется:
- в местной системе оповещения - по техническим средствам сети эфирного и кабельного аналогового и цифрового теле- и радиовещания, сети проводного радиовещания, сети уличных громкоговорителей, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, социальные сети;
- в объектовых и локальных системах оповещения - по техническим средствам и ведомственным сетям проводного и радиовещания.
3.4. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2 - 3 - кратное повторение передачи речевого сообщения. Передача речевой информации должна осуществляется, профессиональными дикторами из студии вещания. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи осуществляется непосредственно с рабочих мест оперативным дежурным ЕДДС МО ГО "Воркута".
Использование радиотрансляционных сетей с перерывом вещательной программы осуществляется оперативным дежурным ЕДДС МО ГО "Воркута" с устного разрешения руководителя ГО, председателя КЧС и ОПБ МО ГО "Воркута" только для оповещения и информирования в речевой форме.
3.5. Содержание речевой информации, передаваемой по местной системе оповещения, определяется и готовится МКУ "Управлением по делам ГО и ЧС" МО ГО "Воркута".
Тексты речевой информации, передаваемой по местной системе оповещения, об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, опасностях, возникающих при ведении военных действий и вследствие военных действий, утверждаются главой городского округа "Воркута" - руководителем администрации городского округа "Воркута".
Тексты речевой информации об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, передаваемой по локальным системам оповещения, утверждаются руководителем организации и согласовываются с МКУ "Управлением по делам ГО и ЧС МО ГО "Воркута".
Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативным дежурным службам органов, осуществляющих управление мероприятиями ГО, предупреждения и ликвидации ЧС вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
3.6. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и Воркутинского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны и Воркутинского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации по заранее подготовленным текстам сообщений.
3.7. В случае возникновения чрезвычайной ситуации с целью привлечения внимания всего населения протяжным звучанием электрических сирен и других сигнальных средств передается сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с использованием региональной автоматизированной системы централизованного оповещения. Затем по действующим сетям радиовещания, проводного вещания и сети уличных громкоговорителей передается речевая информация.
Для оповещения и информирования населения МО ГО "Воркута" могут быть задействованы автомашины специальных служб и организаций, оборудованные громкоговорящими системами, и мобильные средства оповещения.
При прогнозировании (угрозе возникновения и (или) возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе опасных (неблагоприятных) гидрометеорологических явлений, для проведения информирования населения могут задействоваться сети операторов подвижной радиотелефонной связи с использованием технологий СМС-рассылки или Callbroadcast.
3.8. Постоянно действующие органы управления Воркутинского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения и информирования населения на территории МО ГО "Воркута". В случае несанкционированного задействования системы оповещения и информирования населения МО ГО "Воркута" ответственные должностные лица, организации и операторы связи, а также организации телерадиовещания:
- незамедлительно принимают меры по прекращению задействования системы оповещения и информирования населения МО ГО "Воркута";
- оповещают оперативную дежурную службу Государственное казенное учреждение "Управление противопожарной службы и гражданской защиты" (далее - ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ").
Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования системы оповещения докладывается руководителю ГО, председателю КЧС и ОПБ МО ГО "Воркута" и в ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ".
Ответственность за несвоевременную передачу сигналов оповещения, информации об опасностях, возникающих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при военных конфликтах
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.