Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 28.06.2021 N 362
Положение
по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области
Положение о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области (далее - Положение), разработано на основании статьи 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, закона Оренбургской области от 09.07.2012 N 917/279-V-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области (далее - министерство).
1.2. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок соблюдения подведомственными организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Ведомственный контроль осуществляется для оценки соответствия осуществляемых подведомственной организацией деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям трудового законодательства, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Оренбургской области, содержащим нормы трудового права.
1.3. В настоящем Положении используются понятия, закрепленные в законе Оренбургской области от 09.07.2012 N 917/279-V-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
1.4. Основными принципами осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
- презумпция добросовестности подведомственной организации;
- законность, объективность и доступность информации по вопросам правового регулирования трудовых отношений;
- открытость и доступность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении ведомственного контроля;
- проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами вышестоящих органов при осуществлении ведомственного контроля;
- периодичность и оперативность осуществления мероприятий по контролю, предусматривающему полное и максимально быстрое его проведение в течение установленного срока;
- учет мероприятий по контролю;
- ответственность руководителей и должностных лиц подведомственных организаций при нарушении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленных в результате проведения ведомственного контроля.
1.5. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных министерству организациях осуществляется уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом(ами) (далее - сотрудник отдела министерства) - государственными гражданскими служащими Оренбургской области, проходящими службу в следующих структурных подразделениях министерства социального развития Оренбургской области: отдел государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел методологии нормирования труда и заработной платы подведомственных учреждений, отдел комплексной безопасности и укрепления материально-технической базы подведомственных учреждений. Дополнительно к проверке могут быть привлечены государственные гражданские служащие Оренбургской области, проходящие службу в отделе правового обеспечения министерства социального развития Оренбургской области.
1.6. В своей деятельности должностное лицо, уполномоченное на проведение мероприятий по контролю (далее - уполномоченное должностное лицо), руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами Оренбургской области и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.7. Должностное лицо министерства социального развития Оренбургской области, ответственное за организацию мероприятий по ведомственному контролю:
готовит предложения для составления годового плана проведения мероприятий по ведомственному контролю в отношении подведомственных учреждений до 20 января текущего года;
представляет план для утверждения министру социального развития Оренбургской области (далее - министр), а при отсутствии - лицу, его замещающему, до 1 февраля текущего года;
доводит утвержденный план до сведения руководителей подведомственных учреждений до 10 февраля текущего года;
осуществляет контроль за исполнением плана;
осуществляет контроль за своевременным устранением нарушений, выявленных в результате проведения мероприятий по контролю;
ведет журнал учета проводимых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных учреждений (приложение N 1 к Порядку);
выполняет другие обязанности, направленные на своевременное осуществление ведомственного контроля, установленные законодательством.
1.8. Уполномоченное на проведение проверки должностное лицо министерства вправе:
беспрепятственно при предъявлении документов посещать объекты подведомственных учреждений в целях проведения проверки;
запрашивать и получать от должностных лиц и работников проверяемого учреждения все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию), в том числе:
организационно-распорядительные документы, инструкции, положения, регламенты, правила и иные локальные акты учреждения;
иные необходимые в процессе проверки документы (информацию).
1.9. Уполномоченное на проведение проверки должностное лицо министерства обязано:
соблюдать сроки проведения проверки;
обеспечивать сохранность конфиденциальных сведений (личные данные работников, сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к коммерческой, производственной тайне), ставших ему известными в процессе проведения проверки;
составлять акт о результатах проверки и представлять его министру (при отсутствии - лицу, его замещающему) по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
1.10. Руководитель подведомственного учреждения (его уполномоченный представитель) вправе:
присутствовать при проведении проверки;
получать разъяснения и консультации по вопросам, относящимся к предмету проверки;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц при проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном действующим законодательством.
1.11. Руководитель подведомственного учреждения (его уполномоченный представитель) обязан:
обеспечить на период проведения проверки помещение, оргтехнику, средства связи;
предоставить документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
в случае необходимости давать пояснения по предоставленным для проверки документам.
2. Планирование, порядок и учет проведения мероприятий по ведомственному контролю
2.1. Виды проверок в настоящем Положении определяются в соответствии с частью 2 статьи 4 закон Оренбургской области от 09.07.2012 N 917/279-V-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
2.2. О проведении проверки подведомственная организация уведомляется не позднее чем за один рабочий день до начала ее проведения посредством направления информации.
2.3. Мероприятия по ведомственному контролю проводятся на основании приказа министра социального развития Оренбургской области (уполномоченного им лица).
2.4. Приказ министра социального развития Оренбургской области (уполномоченного им лица) о проведении ведомственной проверки должен содержать:
наименование органа, осуществляющего ведомственный контроль;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по ведомственному контролю;
наименование подведомственной организации, в отношении которой проводятся мероприятия по ведомственному контролю;
цели, задачи и предмет проводимых мероприятий по ведомственному контролю;
правовые основания проведения мероприятий по ведомственному контролю;
дата начала и окончания проведения мероприятий по ведомственному контролю;
перечень документов, представление которых подведомственной организацией необходимо для достижения целей и задач ведомственного контроля.
Если мероприятия по контролю осуществляются несколькими должностными лицами, назначается ответственное должностное лицо.
2.5. Срок осуществления мероприятий по контролю не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) уполномоченного органа, проводящего (проводящих) плановую проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
3. Основные направления ведомственного контроля (содержание проверки)
3.1. При проведении проверки определяется соблюдение подведомственной организацией норм Трудового кодекса Российской Федерации, федерального и областного законодательства в сфере труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе отраслевых нормативных правовых актов и соглашений.
3.2. Основными направлениями ведомственного контроля при проведении плановой проверки является рассмотрение следующих вопросов: трудового договора; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; дисциплины труда; охраны труда; особенностей регулирования труда отдельных категорий работников.
Основные направления ведомственного контроля при проведении плановой проверки не являются исчерпывающими и могут корректироваться.
Трудовой договор.
При проверке трудовых договоров сотрудникам отдела государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики следует обратить внимание на:
содержание трудового договора и срок, на который он заключен;
выявление работников, с которыми трудовой договор не заключен и не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе;
соблюдение условий заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими;
соблюдение правил ведения, хранения и заполнения трудовых книжек, ведение Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
наличие приказа о назначении лица, ответственного за своевременное и правильное ведение, заполнение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, формирование сведений о трудовой деятельности;
соблюдение формы трудового договора, наличие и ведение Журнала регистрации трудовых договоров и изменений в них;
наличие в проверяемом периоде исков к подведомственному учреждению от уволенных работников о восстановлении на работе, а также случаи незаконных увольнений.
Рабочее время.
При рассмотрении вопросов, касающихся рабочего времени, сотрудникам отдела государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики следует обратить внимание на:
наличие в подведомственном учреждении Правил внутреннего трудового распорядка;
ведение табеля учета рабочего времени.
Время отдыха.
При рассмотрении вопросов, касающихся времени отдыха, сотрудниками отдела государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики следует обратить внимание на:
предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней;
случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни, основания и порядок.
Оплата и нормирование труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся оплаты и нормирования труда, сотрудникам отдела методологии нормирования труда и заработной платы подведомственных учреждений следует обратить внимание на:
правомерность установления размеров должностных окладов (окладов), повышающих коэффициентов к должностному окладу, компенсационной выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплат стимулирующего характера в соответствии с локальными правовыми актами по оплате труда (Положением об оплате труда работников организации, Положением о стимулировании труда работников организации);
наличие в организации локальных правовых актов по нормированию труда (Положения о системе нормирования труда организации, норм труда).
При рассмотрении вопросов бухгалтерского учета, в части расчетов по оплате труда, сотрудникам отдела бухгалтерского учета и отчетности следует обратить внимание на:
соблюдение государственных гарантий по оплате труда, а именно начисление заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;
соблюдение требований законодательства в части оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
начисление и выплату работникам зарплаты в установленные в организации дни (не реже чем два раза в месяц), исполнение сроков выплат отпускных и расчетов при увольнении;
проверку правильности расчетов среднего заработка при расчете отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Дисциплина труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся трудового распорядка и дисциплины труда, сотрудникам отдела государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики следует обратить внимание на:
установление правомерности наложенного дисциплинарного взыскания совершенному проступку;
соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий.
Охрана труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся охраны труда, отделу комплексной безопасности и укрепления материально-технической базы подведомственных учреждений следует обратить внимание на:
соблюдение требований охраны труда;
выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
организацию охраны труда;
обеспечение прав работников на охрану труда.
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
При рассмотрении вопросов, касающихся регулирования труда отдельных категорий работников, сотрудникам отдела государственной гражданской службы, кадровой и антикоррупционной политики следует обратить внимание на соблюдение особенностей регулирования труда:
лиц, являющихся инвалидами;
лиц, работающих по совместительству.
Для рассмотрения вопросов, касающихся вопросов правового обеспечения деятельности подведомственной организации, к мероприятиям ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по решению министра (при отсутствии - лица, его замещающего) могут быть привлечены сотрудники отдела правового обеспечения министерства социального развития Оренбургской области.
4. Оформление результатов проверки
4.1. По результатам проведения проверки уполномоченным должностным лицом составляется акт о проверке с учетом требований положений статьи 7 закона Оренбургской области от 09.07.2012 N 917/279-V-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
4.2. В случае проведения проверки несколькими уполномоченными должностными лицами в разных направлениях акт составляет ответственное должностное лицо.
4.3. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю подведомственной организации под роспись либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Второй экземпляр акта представляется министру (при отсутствии - лицу, его замещающему).
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных специальных исследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверки и получения заключений, и вручается (направляется) в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.
4.4. Руководитель подведомственной организации либо ее уполномоченный представитель вправе обжаловать в порядке подчиненности действия (бездействие) должностных лиц при проведении мероприятий по ведомственному контролю министру (при отсутствии - лицу, его замещающему).
4.5. Решения, действия (бездействие) должностных лиц министерства, министра (при отсутствии - лица, его замещающего) могут быть обжалованы подведомственной организацией в судебном порядке.
4.6. По результатам проведения мероприятий по ведомственному контролю руководитель подведомственной организации обязан устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте.
4.7. По истечении срока, указанного в акте, руководитель подведомственной организации обязан представить отчет об устранении нарушений руководителю органа, осуществляющего ведомственный контроль. К отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающих устранение нарушений.
4.8. В случае неустранения выявленных нарушений по истечении установленного срока либо отказа руководителя подведомственной организации в их устранении информация о нарушениях трудового законодательства, выявленных в результате проведенных мероприятий по ведомственному контролю, направляется министерством социального развития Оренбургской области в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.9. Ответственное должностное лицо контролирует своевременное представление отчета руководителем подведомственной организации либо его представителем об устранении нарушений, а в случае его отсутствия сообщает министру (при отсутствии - лицу, его замещающему) для принятия соответствующего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.